Свистулька это русский народный инструмент

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмасса, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также народной игрушки.

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде животных, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется. Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах. На заводах дымковской и филимоновской игрушки вы найдете красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей «Taowa», «Мастерская Сереброва» и «Djeco».

Источник

Свистулька – славянский сувенир и оберег

Свистульки на Руси изготавливали повсеместно. Археологи утверждают, что первые обрядовые образцы, представлявшие с собой простые глиняные катышки с дырочками, относятся еще к 8 веку до нашей эры. Позднее свистульки приобрели форму птицы – более приспособленную для прохождения воздуха и, соответственно, свиста.

Этот древний талисман изготавливали и в форме забавных округлых барашков, невероятных лошадей с тремя ногами, бычков и оленей с развесистыми рогами и даже в виде фантастических персонажей, соединяющих в себе черты человека, животного или птицы. Традиционными у гончаров-ремесленников считались свистульки, изображавшие мифологических птицу Сирин (женщину в кокошнике с телом птицы) и Полкана (бородатого мужчины в кафтане с телом коня).

Сегодня мы воспринимаем свистульку как старинную детскую забаву, а в старые времена наши предки свято верили в чудодейственное значение свистульки как талисмана, способного вызывать дождь во времена засухи. Весной даже проводился специальный ритуальный праздник, под названием «свистопляска», в котором свистулька играла центральную роль. Люди приветствовали пробуждение молодого светила мелодичным звуком свистулек и народными гуляньями. Они верили, что свист, который рождался внутри фигурки, вылепленной руками мастера по всем канонам, обладает магическими свойствами – он действует в таком же звуковом диапазоне, что и звуки ветра, вот почему ветер и прилетает на зов свистульки.

Читайте также:  Узкоугольная глаукома лечение народными средствами

Кроме того, такого тонкого свиста боятся темные силы, представляющие опасность для жилища. Не зря в старые времена детишкам давали для развлечения свистеть в петушков да барашков: чем чаще кто-то дует в свистульку, тем крепче защита дома.

И, кстати, именно благодаря этому весеннему славянскому обряду развилась в широко известный народный промысел знаменитая дымковская игрушка. Изначально ее целью было поставлять главный атрибут для «свистопляски».

Получить книгу М. Аристарховой 1001 вопрос Волшебнице

Если Вам понравилась статья, оцените ее, поделитесь со знакомыми посредством социальных сетей нажав кнопку ниже, а обсудить все интересные моменты как всегда можно на нашем форуме Долина удачи или соц сетях Добро пожаловать!

Источник

Детский проект «Музыкальный инструмент-свистулька»

Ирина Суслова
Детский проект «Музыкальный инструмент-свистулька»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию детский проект с воспитанницей нашей группы.

Тема: «Музыкальный инструмент – свистулька»

Цель: познакомиться с народным музыкальным инструментом-свистулькой и расширить свои знания.

Задачи: узнать о истории появления свистульки; из какого материала делают свистульки; какой бывают формы; как появляется свист.

— Здравствуйте! Меня зовут Настя. Я хочу представить вам свой проект. У нас в группе есть мини-музей предметов народного творчества. А недавно наш воспитатель показал нам новую народную игрушку и сказал, что это музыкальный инструмент – свистулька. Меня очень заинтересовал этот музыкальный инструмент. Вечером я рассказала о нём маме и спросила ее, где можно больше узнать про этот инструмент, когда и кто его создал впервые. И вот что мы узнали вместе с мамой.

Из интернета мы узнали, что первая свистулька появилась более пяти тысяч лет назад и тогда она еще не была предметом для забавы. В давние времена люди использовали её для вызывания в жару дождя и ветра. Также торговцы на ярмарках привлекали покупателей свистом свистулек. А в дальнейшем свистулька стала детской игрушкой-забавой.

Из энциклопедии мы узнали,что свистульки бывают разные: глиняные, пластмассовые, деревянные, в виде разных животных и птиц, всевозможных трубочек.

В магазине мы увидели много предметов народного творчества. Продавец по нашей просьбе показала нам разнообразные свистульки, которые мы решили приобрести для нашего мини- музея группы.

Дома я рассмотрела все свистульки повнимательнее, попробовала посвистеть, а бабушка мне объяснила,как появляется звук из свистульки: когда мы дуем в отверстие свистульки, воздух дрожит внутри игрушки и получается свист, поэтому некоторые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух.

А еще мы с мамой купили вот такую деревянную свистульку-заготовку. Она совсем не была разукрашена. Мне показалось, что и свистит она как-то грустно.

Я расписала деревянную свистульку. Она получилась красивая и свист у неё стал веселее.

«Радужка». Мастер-класс (авторский музыкальный инструмент) «Радужка» мастер-класс (авторский музыкальный инструмент) Я продолжаю вас знакомить с ударными музыкальными инструментами, которые можно.

Детский музыкальный спектакль «Каменный цветок» (старший и подготовительный возраст) Продолжаю опубликовывать цикл музыкальных спектаклей поставленных мною ранее. Предлагаю вашему вниманию постановку спектакля «Каменный цветок».

Конспект НОД с использованием презентации-игры «Определи музыкальный инструмент» Цель: воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих.

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись» Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись. Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ.

Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка» Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению музыкального инструмента трещотка своими руками. Изготавливаются трещотки.

Творческий проект «Музыкальный уголок» «Музыкальный уголок» Автор проекта: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Шайхелисламова Елена Юрьевна. Актуальность:.

Источник

Свистулька это русский народный инструмент

Глиняная свистулька – один из самых древних народных музыкальных инструментов. Свистульки существовали на Руси еще в дохристианские времена. Наиболее хорошо традиционные их формы сохранились на Русском Севере, куда на протяжении всей истории России изменения и новые веяния доходили наиболее медленно.

Читайте также:  Сценарий день воинской славы россии день народного единства

В давние времена свистульки использовали в том числе для помощи лечебным заговорам, для изгнания нечисти, вызова определенной погоды и прочих подобных обрядов. Обрядовая свистулька делалась, по всей видимости, в форме птицы, имеющей сакральное значение для многих народов и по сей день: «птица счастья», «синяя птица», голубь из Библии и т.п. До нас она также дошла в виде уточек, курочек и петушков.

Постепенно глиняная свистулька стала скорее детской игрушкой. Сохранив, впрочем, в большинстве случаев птичий облик. Одновременно появилось множество иных форм свистулек, в том числе в виде других видов животных и даже в виде людей. Большим разнообразием форм отличается, например, филимоновская и абашевская глиняная свистулька. Опять же, изготавливаемые севернее каргопольские и дымковские свистульки испокон века и до сих пор делаются в основном в виде птичек. Глиняные свистульки, как правило, украшали традиционной росписью, характерной для посуды или народной глиняной игрушки, изготавливаемой в конкретном регионе России.

Есть еще такая распространенная форма глиняных свистулек как окарина. Окарина – это предмет из глины, имеющий слегка сплющенную форму, напоминающую пельмень, с несколькими отверстиями на поверхности. Окарина делалась уже больше как музыкальный инструмент, чем просто забава, поэтому окарину не красили и не украшали никаким, разве что обварным способом, то есть обвариванием в молоке или мучном водном растворе с последующим запеканием в печи. В результате такой обработки окарина приобретала более интересный вид благодаря натуральному узору. Так же украшают и некоторые глиняные горшки, это называется обварная керамика.

Сейчас, кроме традиционных, многие мастера делают также авторские модели глиняной свистульки и расписывают ее в зависимости от собственного вдохновения.

Для взрослых традиционная глиняная свистулька может также стать хорошим подарком, особенно, если этот взрослый – иностранец. Попробуйте подарить вечно серьезному человеку глиняную свистульку и, возможно, Вы увидите другие, более привлекательные, стороны его характера.

Источник

Духовые народные инструменты. Видео урок.

Духовые народные инструменты можно разделить на 3 группы:

Одним из самых древних инструментов этой группы являются кугиклы, которые можно назвать русской разновидностью флейты Пана.

Мужчины на кугиклах, обычно, не играли, это чисто женский инструмент. Играли на них, обычно, ансамблем из 3-4 исполнителей.

Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента.

Следующим представителем этой группы, с которым мы познакомимся, будут свистульки.

На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске свистулек была своя символика.

Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон.

А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем.

Многие свистульки имеют только два игровых отверстия, а извлекают из инструмента 4 различных звука.

Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертый звук.

Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель.

У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка, пищаль, пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем укорачивать звучащий столб воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше.

Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого-нибудь дерева. Помните слова известной народной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной, во время сокодвижения, брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку и делали из нее свирель (в песне ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.

Читайте также:  Что лучше народные средства или косметика

Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.

Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.

Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).

Состоит она из трубки с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.

Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку

Играют не только на одной жалейке, существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, имеющих разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.

И последний инструмент этой группы ( язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.

Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.

На древних картах можно посмотреть, где она находилась.

У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.

В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют ( в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.

Почему же у него такие странные названия?

Особенно популярным этот инструмент является в Шотландии, и считается национальной реликвией.

В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров.

Надо сказать, что сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.

Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты. Самым известным инструментом этой группы является рожок. Название инструмента происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.

Изготовлялись рожки 2 способами.

Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.

Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хором владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.

В наше время существует не мало коллективов рожечников, которые бережно хранят и развивают народные традиции.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector