Технологическая карта урока литературы в 5 классе русские народные сказки

Конспект урока литературы в 5 классе «Русские народные сказки», презентации к уроку
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: «Русские народные сказки»

Цели урока:

1) Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.

2) Развивать речь, творческие способности обучающихся.

3) Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока:ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.

4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.

5. Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

— Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

— По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

1) Презентация «Сказки о животных»

— Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

2) Презентация «Волшебные сказки»

— Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

3) Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

— Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

4) Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

— Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

5) Презентация «Социально-бытовые сказки»

— Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

коллективный труд людей и животных

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

Домашнее задание:

1) Закончить таблицу

2) Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

Выставление оценок за урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: «Русские народные сказки

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Подготовить презентации по темам:

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

— Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

— По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

— Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

— Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

— Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

— Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

— Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

Источник

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Пишем народную волшебную сказку вместе»

Цель урока обучить сочинению-стилизации в жанре народной волшебной сказки

Тип урока- урок развития речи, 90 мин (2 урока по 45 мин.)

1) повторить теоретические сведения и сказке, о ее жанровых особенностях;

2) формировать навыки анализа языка сказки;

3) формировать умение использовать в собственной речи композиционные и языковые особенности народной сказки;

4) обсудить алгоритм создания народной волшебной сказки;

5) формировать навыки монологической письменной речи;

6) развивать творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сравнивать.

знать жанровые особенности волшебной сказки;

анализировать сказки, опираясь на мировоззрение народа, на понимание его нравственных убеждений объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий;

Читайте также:  Что относится к устному народному творчеству перечислить

знать определение волшебной сказки, зачина, повторов, постоянных эпитетов, гипербол;

создать собственный текст, в котором выражались бы личные оценки и суждения.

понимать смысл и цель анализа прозаического произведения; анализировать собственные действия для достижения результата;

анализировать качество письменной речи;

участвовать в коллективном обсуждении;

композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой;

различать в письменном высказывании его композиционные части.

проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи, творчество в ее решении;

формировать умение самостоятельно составлять план решения учебной задачи;

стремиться самостоятельно приобретать знания;

совершенствовать умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

совершенствовать речевые умения,

объективно оценивать результат труда;

совершенствовать культуру речи.

Межпредметные связи: МХК (репродукции картин русских художников- классиков и современная живопись), русский язык (соблюдение грамматических, речевых норм при построении письменного высказывания)

Ресурсы урока: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2014;

«Как написать волшебную сказку» (приложение1), мультимедийная презентации (приложение 2)

-Ребята, вспомните прочитанные вами сказки. Чем они научили вас?

-Как вы думаете, почему они интересны людям разного возраста?

-Какая сказка у вас самая любимая? Что вас в ней привлекает?

— Как начинается большинство прочитанных вами сказок? Как заканчивается? Как называются эти элементы композиции? Почему они важны?

Вспоминают известные им сказки, рассказывают, чем интересна каждая из них. Рассказывают о своей любимой сказке, отмечают ее особенности. Вспоминают термины сказка, зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка, стилизация.

Высказывают своё понимание того, чему можно научиться, прочитав сказку. (5 мин)

Мотивация познавательной деятельности

Сегодня мы попробуем сочинить волшебную сказку вместе, подражая тем сказкам, которые вам известны. Как вы считаете, для чего современным школьникам понадобится это умение?

Как вы думаете, что нужно знать, чтобы написать сказку?

Какие вопросы, на ваш взгляд, нужно решить сегодня, чтобы написать интересную сказку? Сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам.

Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий.

Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения сочинять самостоятельно волшебную сказку.

Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании того, какие

вопросы следует рассматривать при написании волшебной сказки.

А теперь рассмотрите памятку «Как написать волшебную сказку». (Приложение 1) Какие пункты плана вы хотели бы уточнить? Что вам показалось особенно интересным?

Предположите, что предстоит нам сегодня узнать нового, чему научиться?

Самостоятельно знакомятся с памяткой. Отмечают, какая информация им пока неизвестна, указывают, какие пункты плана показались особенно интересными.

Высказываются о том, чему они сегодня научатся. (5 мин.)

Организация познавательной деятельности

О каких событиях вы расскажете в сказке? Какие события произойдут с героем? С какой целью вы о них расскажете? Какие элементы языка сказки нужно включить обязательно? (Приложение 2). (Во время беседы демонстрируется презентация с картинами русских художников-классиков и современной живописью. Слайды переключаются автоматически, рассчитаны на 7 мин.)

Теперь перечитайте написанное, внесите коррективы, отвечая на вопросы «Что мне хотелось исправить, дописать, убрать?»

«Какие элементы сказки присутствуют в нашем произведении?»

Работают сначала фронтально, беседуя по предложенным учителем вопросам, потом в группах, коллективно составляя письменную работу. Проверяют согласно памятке, все ли композиционные элементы присутствуют.

Работают в группах, редактируя написанное.

Подведение итогов урока

Прочитайте свою сказку ребятам. Слушатель оценят написанное вашей группой произведение.

Читают сказку одноклассникам, осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось создать сказку, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание (пользуясь приложением 1)

Рефлексия деятельности на уроке и домашнее задание

Чему вы сегодня научились? Где вам понадобятся эти умения? Хотели бы вы, чтобы вашу сказку услышали не только Ваши одноклассники, но и широкий круг читателей? Тогда дерзайте! Напишите свою волшебную сказку!

Предлагаю написать сказку дома индивидуально, взяв при желании за основу то, что было создано в классе коллективно.

2. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. Посредством слова творю я мир…Книга третья. Диалог с художественным текстом. 5-11 классы.-СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2002.-288 с.

Источник

Технологическая карта урока литературы «Русские народные сказки»

Технологическая карта урока литратуры.

Тема урока: «Русские народные сказки»

Учебник: Литература 5 класс. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, издательство «Просвещение», 2013 г.

Тип урока : урок отработки умений и рефлексия

Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые карточки с заданиями, иллюстрации к сказкам

Понятия урока: сказки, группы сказок, виды сказок

Формы учебного взаимодействия: коллективная, групповая, индивидуальная

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания по теме «Русские народные сказки», способствовать закреплению изученного материала, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать артистические данные

Планируемые результаты: уметь определять тему и основную мысль произведения; характеризовать героев – персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно – выразительные средства; определять вид сказки; уметь пользоваться основными литературными терминами; выражать личное отношение к произведению, аргументировать свою точку зрения.

На слайде представлены сказочные герои (Снегурочка, Курочка Ряба, Аленушка, Золушка, Колобок, Иван-Царевич).

— Составьте слово из первых букв представленных персонажей.

— Определите тему урока.

Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проводит инструктаж по оцениванию.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Осознанно подчиняют себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Читайте также:  Стихи о родине к дню народного единства

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

Определение цели урока

— О чем мы будем говорить на уроке ( тема урока : «Русские народные сказки» (на слайде)

— чему мы научились, изучая русские народные сказки

Работа с эпиграфом к теме урока

«Русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости» (Н.А.Некрасов)

Организует выход на вопросы по теме урока, помогает детям правильно сформулировать тему урока

Организует выход на главную мысль высказывания. (Сказка – это наша история, наши традиции)

Озвучивают тему урока. Определяют цель урока, ставят перед собой задачи.

Учащиеся анализируют слова писателя, высказывают свое мнение, т.е как они понимают данное высказывание. Высказывают свою точку зрения: согласны они с этим высказыванием или нет.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

— На какие две группы делятся сказки?

— Какие виды сказок нам известны?

ая группа работает над особенностями волшебных сказок

ая группа над особенностями сказок о животных

я группа работает над особенностями бытовых сказок

Работа с классом по сказке

« Иван крестьянский сын и чудо юдо»

-тема сказки (защиты Родины)

— нравственными качества Ивана (смелый, мужественный, надежный, отважный, храбрый, скромный, находчивый)

Делаем запись в тетрадочках:

Лучшие качества человека :

Инсценировка сказки « Каша из топора»

Беседа по сказке « Каша из топора»

— К какому виду сказок мы отнесем сказку « Каша из топора»

— Смогли ли наши артисты показать характер своего героя?

— Какой предстает перед нами Баба Яга? Солдат?

Викторина по сказкам

(работают в группах)

Организует повторение необходимого теоретического материала. Задает вопросы.

Организует работу в группах (активизирует мыслительные операции и познавательные процессы)

Задает вопросы по сказке.

Организует выход на проблемный вопрос: какие качества формируются во время прочтения сказок.

Проводит беседу по сказке.

Проводит инструктаж по выполнению задания.

Определяет правильность выполнения задания.

Определяет команду, набравшую наибольшее количество баллов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, обсуждают задание, вспоминают и систематизируют знания по теме вопроса, готовят ответ.

Вспоминают сказку, героев сказки, их нравственные качества, делают выводы о том, какими качествами характера они бы хотели обладать.

Самостоятельно делают записи в тетрадях о лучших качествах человека.

Группа детей показывает сказку, остальные внимательно слушают.

Отвечают на вопросы. Определяют вид сказки. Мораль. Дальше пополняют список лучших качеств человека.

Работают в группе. Обсуждают вопросы викторины. Выполняют поставленную перед ними практическую задачу. Отвечают на вопросы викторины.

Меняются листочками с ответами. Проверяют друг друга по эталону (на слайде).

Коммуникативные: слушать и понимать других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, рисунок, задачу и т.д.);

делать обобщения, формулировать выводы.

воспитание нравственного чувства

воспитание нравственного чувства

слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, рисунок, задачу и т.д.);

2. делать обобщения, формулировать выводы.

Рефлексивно- оценочный этап

Вспомнить, какие цели были поставлены в начале урока.(Удалось ли их достичь)

Оцените свою работу на уроке. Выберите нужный знак.

Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке.

Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи.

Ваша активная работа на уроке показала, что вы любите и знаете сказки. Поэтому дома нужно будет написать небольшое сочинение на тему « За что я люблю русские народные сказки» (либо ответ на вопрос)

Озвучивает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

формирование эмоционально-оценочного отношения к народным сказкам.

Номер материала: ДБ-194864

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Технологическая карта урока

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа

Тип урока: урок получения новых знаний.

Читайте также:  Русское народное искусство в собрании государственного русского музея

Цель: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Регулятивные УУД : формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД : формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре ( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: Словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

а) портрет С.Я. Маршака

б) Фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковского

Организация направленного внимания на начало урока

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге.

Где в ледяном дворце живёт сама

(звучит музыка Чайковского)

При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом скажите, какое настроение создаёт эта музыка.

-Что вы себе представили?

Отвечают на вопросы учителя.

Дети передают свои впечатления.(в музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся, переливаясь при дуновение ветра)

Положительный настрой на уроке.

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

2.Актуализация знаний, мотивация.

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

— Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи .(иллюстрация зимнего пейзажа)слайд 1.

-Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей?(

-В произведениях, какого жанра могут происходит чудеса ?

-Какие виды сказок вы знаете?

-На какие группы их можно разделить?

Дети отвечают на вопросы учителя.

На новый год люди загадывают желания и ждут совершения чуда-исполнения желания.

О животных, волшебные, бытовые.

Подготовка к восприятию

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

— Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

3. Постановка цели и задачи урока.

Формировка цели урока учителем.

-Вам бы хотелось увидеть какое-нибудь чудо?

-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Произведение какого автора нам в этом может помочь? (Мы познакомимся с произведением Маршака «Двенадцать месяцев»).слайд2

— А вы знаете, кто такой Самуил Яковлевич Маршак? слайд3

Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Рано полюбил стихи. Отец его работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Он учился в Воронежской гимназии, потом в Петербурге, затем в Ялтинской гимназии. После этого учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогло делать литературные переводы. Большую часть своего творчества он посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы. слайд4

Дети помогают учителю в формулировке постановки цели урока.

Введение нового понятия – пьеса.

Работают с учебником.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

4. Первичное восприятие произведения.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка

Герои дел-ся на положительных и отрицательных

Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка

Герои дел-ся на положительных и отрицательных

Нет конкретного автора

Герои созданные самим автором

Определить время, место и действие

Пишут сказки для постановки на сцене

Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.

Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».

С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.

Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.

Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.

Работа в парах. У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа. Падчерица-умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

2-я группа. Дочь-жадная, безжалостная, не увжает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

Узнают значение новых слов по словарю.

Знакомятся с особенностями сказок – пьес.

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

— Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Источник

Правильные рекомендации