Тематика народных лирических песен

Композиция и стиль лирических песен

Поэтическое содержание лирических песен отразилось и в их композиции.

В основе композиции всех лирических песен лежат три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог). Наиболее распространенными композиционными формами являются монолог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Но не только цепочной формой композиции отличаются лирические необрядовые песни от лирических обрядовых песен и от баллад. Лирические обрядовые песни и баллады не имеют четко выраженных зачинов и концовок, в лирических же необрядовых песнях и зачины, и концовки есть.

Зачины в лирических песнях называют время или место событий, о которых пойдет рассказ. Они эмоционально настраивают на трагический или оптимистический тон. Нередко именно в зачинах высказывается обобщающее суждение – афоризм. Чаще всего в зачинах используются такие композиционные приемы, как прием ступенчатого сужения образов, обращение, параллелизм.

Прием ступенчатого сужения образов, подробно описанный Б.М. Соколовым, заключается в последовательной смене друг друга (от большего к меньшему) ряда художественных деталей.

В пяти строках нарисована широкая панорама: сначала возникает представление о высокой горе, затем упоминается сосновая изба, потом перед нами возникает дубовая скамеечка, на которой сидит добрый молодец, играющий на гуслях. Именно о молодце и Дуне, для которой он играет, рассказывает далее песня…

Сложен и разнообразен стиль лирических песен. Пожалуй, трудно назвать какой-либо традиционный художественный прием, который не использовался бы в них. Это и символика, и метафоры, и гиперболы, и сравнения, и эпитеты, и уменьшительно-ласкательные суффиксы. С их помощью (и прежде всего с помощью эпитета) создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированно-обобщенном плане представлена и русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и, конечно же, сами люди – персонажи песен. Главной в лирических песнях является не изобразительная функция художественных средств, а выразительная. Художественные средства способствуют прежде всего передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывают эмоциональное воздействие на певцов и слушателей. Наряду с изобразительными эпитетами (темный лес, зеленый садик), большую роль играют выразительные эпитеты (туча грозная, сильный дождь и др.):

При помощи выразительных эпитетов здесь создается тревожная картина природы, которая эмоционально подготавливает трагическую жизненную ситуацию: дочь, выданная замуж, хочет возвратиться в родную семью, но не может. И даже изобразительные эпитеты в словосочетаниях «темный лес», «крупный град» выступают в роли выразительных: они также способствуют созданию мрачного колорита песни.

«Большое значение для передачи лирических переживаний, для создания определенного эмоционального настроя песни имеет символика. Посредством символики передаются разные психологические состояния персонажей. Например, веселье, радость, благополучие изображаются светом солнца, зарей, огнем, цветущим лугом, полем, садом, цветами, а обман, обида, оскорбление символически передаются через изображение непогоды, бури, снега, сломанного дерева, смятой травы.

Стиль лирических песен характеризуется использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Они несут в себе эмоциональный настрой (цветики, травушка, головушка)». 3

Читайте также другие статьи раздела «Народные лирические песни»:

Источник

Основные тематические группы лирических песен.

1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных
крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие: бурлацкие; чумацкие; ямщицкие.
В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим: разбойничьи; каторжные; тюремные.

5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.

6. В особую группу относим песни литературного происхождения.
Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.

Особенности композиции
Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает
характеры героев через последовательность изображения событий, через связи
с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно
выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря
на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация.
Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по
содержанию, мелодии, напеву и т.д. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от
лица главного героя песни или певца-автора» (случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни).
Второй тип композиции песни – диалог. Это наиболее архаичная композиционная форма. Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает
мысли и чувства героя.
Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в
которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их
настроениях и переживания.
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни
является сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и
повествовательная часть + монолог (или диалог)». Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы.

Реальность лирической песни представлена не только в описании картин
жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного
мира песни. Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс
реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм.

Художественное своеобразие.
С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа, и русский, и сами люди – персонажи песен». Используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений
героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.
Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую
систему
, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с
природным. Часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и
голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях –
лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и
предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба,
береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в
песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или
настроение. Символические образы лирических песен еще более
подчеркивают специфику их содержания. Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную выразительность.
Характерным художественным средством лирических песен является эпитет (определительный, выразительный, изобразительный).
В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная». Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя (гиперболизируется женский плач). Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических
песнях выступают и метафоры(редко употребляются).Олицетворение – древнейший художественный прием. Способ выражения олицетворения через позицию
обращения.
В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог
встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог
являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку
именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии
наделяются способностью говорить. Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов,
атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для
лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах
усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными
признаками:
В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен
«синтаксический параллелизм, который является формой выражения так
называемого психологического параллелизма( усиливает эмоциональное
звучание лирической песни). Символическая параллель создает настроение,
человеческая параллель конкретизирует данное настроение.
Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно-
художественной функции песен – суффиксы (выражение любви, ласки и нежности).
Сравнения тоже помогали выразить чувства. Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).

Читайте также:  Соли в почках у ребенка лечение народными средствами

Народная песня выражает типовые эмоциональные состояния, которые человек переживает в типичных жизненных ситуациях (общечеловеческое). Человек – носитель коллективного сознания (лирический субъект). Обобщенно-личное «я» => отсутствие индивидуальности.

Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев.

Вопрос 41 41.Народный жестокий романс: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики.( по книге «Современный городской фольклор»).

Жестокий романс входит в семью « народных» романсов, состав которой определяется по-разному.

М.С.Петровский разделил все романсы на камерные и бытовые, последние, в зависимости от социальной принадлежности, на три разновидности: романс мещанской гостиной- «ах-романс», романс богемы и цыганского концерта – «эх-романс» и «жестокий» романс, звучащий в городских низах, на улице, в трактире, на заводской окраине, в подвале и на чердаке. Это движение романса сверху вниз по социальной лестнице Петровский комментирует так: « Чем ниже спускается романс по социальной лестнице, тем больше он приближается к лиро-эпическому строю, тем сильнее в нем фольклорные и мифопоэтические элементы».

1. романс как поздняя форма семейно- бытовых песен

3.русский бытовой романс

Жестокий романс всегда повествователен, всегда «некая» история – и в этом принципиальное отличие его от романса бытового, лирического по своей природе.

В 20 в. Большинство жестоких романсов записано в русской деревне.

«Жестокий романс – это те городские романсы, которые сочетают сюжетную претенциозность с лексической, особенно подчеркивают трагизм изображаемого в произведении события и накал человеческих страстей, вызванных им…Их герой не стремится к пересозданию действительности, к борьбе за высокие общественные идеалы. Его поступками движет гипертрофированное личное чувство» (Я.И.Гудошников).

Жестокий романс излагает драматическую историю, нередко – с трагическим исходом, поэтому он и «жестокий».

Широкому распространению жестоких романсов способствовала эстрада, бульварная литература.

Эстетика жестокого романса оказалась притягательной и для молодого русского кинематографа. Названия ранних русских фильмов берутся из романсов: «Мой костер в тумане светит», «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

Так жестокий романс оказывается « своим» в городской массовой культуре конца 19- начала 20 вв., которая складывается на основе народных традиции, но по законам профессионального искусства. Отсюда двойственность, тот особый характер, который побуждает говорить о ней как о «третьей культуре».

Несмотря на связи жестокого романса с продуктами городской культуры, он имеет прочные фольклорные корни. Давно отмечена его близость к фольклорной балладе (генетическая связь). Это заметили Н.П.Андреев: «вторая половина 19 в. Уже переводит баллады в романсы», Э.В.Померанцева: «На известной стадии развития устного творчества жестокий романс является функциональным эквивалентом баллады».

Также В.Я.Пропп, исследуя жанровые признаки русской баллады по сборнику «Народные баллады» под общей редакцией Л.М.Астаховой, обнаруживает среди текстов произведения, относящиеся, но его мнению, именно к жестокому романсу. В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту романса: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом»

Содержательная и поэтическая близость жестокого романса балладе:

1. трагический характер жанрового конфликта (человек и Рок, Судьба),

2. сходство принципов построения системы образов (столкновение между близкими, родными людьми),

3. напряженность и драматичность взаимоотношений м\д персонажами,

4. нравственный максимализм этических установок.

Почему в новую эпоху жестокий романс стал «функциональным эквивалентом баллады»? Потому что и новая эпоха, наступившая после отмены крепостного права, обозначила кризис традиционных ценностей, связанных с патриархальным укладом жизни. Но романс защищает и утверждает эти ценности – ценой жизни героев своих. Здесь торжествует высшая справедливость, зло выставлено напоказ и осуждено.

Демократизация – смысл перемен, происшедших в балладе, ставшей жестоким романсом. Демократизация балладного жанрового содержания в жестоком романсе: «жестокий романс произвел массовые переселения балладных героев. Роман указывает без обиняков: «муж был шофер, жена – счетовод». Не терема, а захолустные домишки, где стоят буфеты и кровати с никелированными шишечками, не своды православного храма, а перроны вокзалов, городские бульвары и клубные ечеринки – меняется среда, меняются ее обитатели, маленькие люди большого города» (Е.А.Костюхин).

Читайте также:  Рассказ о народном промысле дымковская игрушка кратко

Специфика поэтики жестокого романса:

1. романс указывает на несовершенство мира вообще,

2. романс вызова эпохе не бросает, а только лишь сетует, утверждает высокие ценности,

3. в мире жестокого романса главная ценность – любовь. Когда она рушится, жизнь теряет смысл. Причины трагедий не важны, даже не всегда указаны. Одна универсальная причина – рок, судьба.

4. романс останавливает мгновение и продлевает его вечность

5. « романс – жанр окончательных приговоров, не подлежащих пересмотру. Поэтому он претендует на высокую страсть, доводя ее до надрыва. Никаких компромиссов, полутонов – романс любит краски яркие, лубочные. Окончательные приговоры обретают характер сентенций, и романс откровенно дидактичен, назойливо взбивает в сознание свои моральные ценности и рекомендации» (Е.А.Костюхин).

7. широко пользуясь обветшалыми лирическими штампами, жестокий романс создает собственную поэтику,

Источник

Народные лирические песни любовной и семейно-бытовой тематики. Изображение бытовых отношений в семейных песнях. Символика, композиционные особенности этих песен.

Содержание протяжных лирических песен. В жанре протяжных лирических песен можно выделить несколько тематических цик­лов. Основные из них следующие: любовные песни, бытовые крестьянские песни, песни антикрепостнического содержания, бурлацкие, ямщицкие и солдатские.

Любовные песни. Традиционные необрядовые лирические пес­ни—это в большинстве песни крестьян. Они отразили жизнь и психологию крестьянства, особенности его мировоззрения.

Традиционная крестьянская лирическая песня —это преиму­щественно песня бытовая. Она, по определению Белинского,

«вся посвящена семейному быту, вся выходит из него» (Полн. собр. соч. в 13-ти т., т. 5, с. 441). Самые большие циклы крестьянской песенной лирики —это циклы бытовых песен на темы любви и семейных отношений.

Главными героями любовных песен являются молодые люди, юноши и девушки. Их отношения между собой, их мысли, чувства и переживания составляют основное содержание песен на тему любви.

Есть немало песен, в которых говорится о сердечных и неж­ных отношениях молодца к девушке. Для выражения ласки и неж­ности в этих песнях широко употребляются различные эмоцио­нальные эпитеты и слова с уменьшительными суффиксами. Так, в одной песне, называя любимую девушку «сердцем-лапушкой», «сударушкой», своей «радостью», молодец признается ей:

Всякий час, радость, глядел бы на тебя,

На твою бы на девичью красоту!

Как пластически интересно и разнообразно решает народный мастер традиционную композицию!

Чаще всего эти фигуры по обеим сторонам символического центра с парящей над ними птицей, окруженные благоуханными цветами,

образуют треугольник, вершиной направленный вверх.

В другой песне молодец свою возлюбленную называет «вер- 207 ной», «любочкой», «красотой неоценимой» [5, 61].

Однако следует признать, что в песнях значительно полнее изображены любовные переживания девушки. И это не удивитель­но, так как сочинителями и исполнителями протяжных лирических песен были по преимуществу женщины. Песни показывают, что любовь простой крестьянской девушки очень нежная, застенчи­вая и глубокая. Любимого она называет «милым», «радостью»,’ «отрадой», «сизым голубем», «ясным соколом» и т. д.

Но эта искренняя и нежная любовь девушки-крестьянки в условиях патриархального уклада нередко была несчастной. Во многих песнях рассказывается о том, что родители запрещали своей дочери любить милого, они не разрешали ей встречаться с ним [10, т. 2, № 61].

Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым [5, 99]. Так, в одной песне рассказы­вается о том, что, проводив милого, девушка не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах», а когда она «по утру ранешень­ко вставала», «то умывалась во слезах». Характеризуя народные лирические песни, останавливаясь на образе крестьянки, Герцен справедливо писал, что ее любовь — «это глубокая любовь, страст­ная, несчастливая, но земная и реальная» (Собр. соч. в 30-ти т., т. 7, с. 186).

В народных песнях получили выражение не только нравствен­но-этические, но и эстетические взгляды народа. В частности, в любовных крестьянских песнях выражены его представления о прекрасном, красоте. Главные признаки красоты девушки, по народным понятиям, это «чрезвычайно свежий цвет лица и ру­мянец во всю щеку». «Работая много, поэтому будучи крепка сложением— писал Чернышевский, — сельская девушка при сыт­ной пище будет довольно плотна, — это также необходимое усло­вие красавицы сельской. » (Поли. собр. соч. в 15-ти т., т. 2, с. 10). Сказанное можно проиллюстрировать песнями. В одной из них мы находим такой портрет «красавицы сельской»:

Без румянец румяна,

Без башмаков высока.

Семейно-бытовые песни. Семейно­бытовые крестьянские песни являют­ся логическим продолжением песен на тему любви. Они непосредственно; примыкают к девичьим песням о за­мужестве. Однако в отличие от девичьих любовных песен, в которых наряду с мотивами грусти встреча­ются и светлые чувства, женские пес­ни о семейной жизни от начала до конца проникнуты глубокой пе­чалью и безутешным горем.

Одним из самых распространенных мотивов этих песен явля­ется противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Содержание многих семейно-бытовых песен можно выразить словами одной из них: «красным девушкам есть волюшка, молодушкам нету волюшки» [10, т. 2, № 130].

В большой патриархальной семье мужа женщина была почти на положении рабыни. На нее взваливалась вся работа по веде­нию хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и т. д. Ее уход из дома на самое короткое время оказывался очень ощутимым. Эту мысль хорошо иллюстрирует песня такого содер­жания. Молодая женщина, затопив печку и укачав ребенка, взяла ведра и пошла за водой. Зачерпнув воды, она возвраща­лась домой. По дороге ее встречает соседка-подруга («кума») и говорит:

Поди, кумушка, домой, поди, голубушка,’домой,

У тебя ведь, кума, истопилася изба,

Истопилася изба, переуглились дрова;

Один кашничек в печи надселся, кипучи,

В колыбели дитя надселося, крича,

На привязочке теля надорвалося, ревя,

Под поветью кочеток надселся, крича.

Выйдя замуж, молодая крестьянка нередко сталкивалась со страшной бедностью в семье мужа. В одной песне пожилая жент щина с чувством большой озабоченности за судьбу своей дочери говорит о «зятюшке», у которого нет «ни сохи, ни боронушки», «в огороде нет бороздушки», «на гумне нету кладушёчки», «на столе нету краюшечки», а «в мошне нету полушечки» [13, № 1397]. И поэтому нет ничего удивительного в том, что в семье мужа бедную молодку посылают за водой «и разутую и раздетую, и хо­лодную и голодную» [13, № 2089].

Читайте также:  Рисунки на тему русского народного творчества

Однако следует заметить, что на бедность и тяжелую физи­ческую работу вышедшая замуж крестьянка жаловалась очень ред­ко. Все это она видела в родной семье. Но к чему она никак не могла привыкнуть, что переносила тяжелее всего — это враждеб­ное отношение к ней всех новых членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью, которая в песнях назы­вается «свекровь лютая» —«змея подколодная»/ Мало в чем усту­пает свекрови в жестокости обращения с невесткой и свекор. Есть песни, в которых говорится о том, что сын не слушается Чаепитие у самовара — тоже один из видов трехчастной композиции.

родителей, отказывается бить свою жену([10, т. 2, № 551]. Однако 209 чаще всего он покорно повинуется. Во многих песнях рассказы­вается о варварском обращении мужа с женой| [10, т, 2, N° 504]. Поистине страшную картину жизни с нелюбимым мужем рисует одна из песен рукописного сборника XVIII в. В. А. Казанова:

А как выдали младу не за милую ладу,

Тесова кроватка порожня простояла,

Пухова перина студена пролежала,

Высоко зголовье во слезах помочила,

Еще малые подушки во слезах потонули,

Теплое одеяло в ногах пролежало.

Еще русые косы во всю ночь проскрипели,

А шелковая плетка во всю ночь просвистала.

Да со вечера тело, а как снег было бело,

Ко белу свету тело, что кожей посинело.

Итак, главный источник всех бед женщины-крестьянки в изо­бражении народных песен —чужая патриархальная семья! Эта чужая семья в самое недолгое время уносила всю ее силу, кра­соту и здоровье. Этой чужой, ненавистной семье в песнях про­тивопоставляется родная семья, которую женщина никогда не переставала любить и о которой постоянно думала. К родной семье она обращается в тяжелые минуты жизни, ей она доверяет самые сокровенные мысли и чувства. Примером может служить широко бытовавшая в народе песная «Из-за лесу, лесу темного» [1, 186].

Положение мужа в большой патриархальной семье отца зачас­тую также было нелегким. Он 1 должен был подчиняться отцу, матери, старшим братья!^. Женили его часто на девушке, которую было никаких оснований. Тяжелее бурлацкого труда, пожалуй, и не было. Песни, сложенные самими бурлаками и исполняемые ими во время работы, напоминали собой скорбный стон замучен­ных людей.

Чаще всего во время работы бурлаки исполняли «Дубинушку», ритм которой отвечал ритму выполняемой работы. Назначение «Дубинушки» было в том, чтобы согласовать действия всех, тянущих баржу, объединять их физические усилия в определенные моменты. Бурлацкая «Дубинушка» состояла из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все тянущие баржу. Припевы «Дубинушки» довольно однообразны по своему содержанию. Вот наиболее распространенный:

Что же касается двустиший, которые исполнял запевала, то они без конца варьировались, наполнялись все новым и новым содержанием. Одни из них были непосредственно связаны с выпол­няемой работой и играли роль своеобразных команд:

Ой, ребята, собирайся!

За веревочку хватайся!

Другие рассказывали о тяжелой жизни бурлаков:

Мы иде-о-м, босы, голодны,

Каменье-о-ом ноги порваны.

В некоторых двустишьях выражается гнев бурлаков на эксплу­ататоров:

Чтобы барка шла ходчее,

Надо лоцмана по шее!

С уходом крестьян в бурлаки связывалась надежда заработать определенную сумму денег, чтобы хоть в какой-то мере попра­вить свое материальное положение и заплатить оброк. Но этим иллюзиям чаще всего не суждено было сбыться. Бурлаки, как правило, возвращались домой нищими, оборванными. В песне «Вольная пташечка, перепелочка» вышедшая замуж за бурлака женщина с печалью говорит:

Сказали у бурлака денег много —

У него один алтын во котомке,

Да вязовая дубинка за плечами.

Бурлацкие песни в живом бытовании до нас не дошли.

Ямщицкие и чумацкие песни. Строительство железных дорог в России началось с середины XIX в. До этого, в эпоху феода­лизма, к которой относятся рассматриваемые традиционные лирические песни, функционировал лишь водный и гужевой транс-

порт. Извозчики, которых на юге страны называли чумаками, перевозили всевозможные товары, а ямщики —почту и пассажи­ров.

Чумаки и ямщики часто и надолго покидали родное село. Ямщицкий и чумацкий промыслы были связаны с большими труд­ностями, чреваты опасностями. Нередко извозчики и ямщики тя­жело заболевали в пути, иногда умирали. Все это нашло свое отраже­ние в песнях, как правило, очень грустных. Самой распростра­ненной ямщицкой песней была «Степь Моздокская», в которой рассказывалось о смерти молодого ямщика далеко от дома, в чужой стороне. Умирая, он просит своих товарищей отвести его коней на родную сторонку и передать последнее «прощай» родным: «батюшке да низкий поклон», «родной матушке да чело- битьице», «малым детушкам благословеньице», а «молодой жене полну волюшку, всю свободушку» [10, т. 1, N» 345].

Чумацкие песни бытовали главным образом в южных районах России и на Украине. По своей тематике они очень близки к песням ямщицким. Например, в одной из них, как и в рассмотрен­ной ямщицкой песне «Степь Моздокская», рассказывается о смер­ти чумака, который возвращался домой из Крыма [14, 94].

В связи с постройкой железных дорог и исчезновением ямщиц­кого и чумацкого промыслов забылись и многие песни чумаков и ямщиков. В свое же время их, очевидно, было немало. Наряду с песнями грустными и печальными, надо полагать, были песни и веселые. В них могло говориться о благополучном возвращении чумаков, и ямщиков домой, об их радостных встречах с родными, близкими и т.д. А. С. Пушкин, не раз слышавший и хорошо знав­ший песни ямщиков, в стихотворении «Зимняя дорога» писал:

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика:

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector