Теория устного народного творчества

Содержание
  1. Народное искусство слова — устное творчество
  2. Особенности русского фольклора
  3. Жанры устного народного творчества
  4. Песни
  5. Былины
  6. Сказки
  7. Легенды
  8. Загадки
  9. Пословицы и поговорки
  10. Колыбельные песни
  11. Пестушки и потешки
  12. Прибаутки
  13. Игровые приговоры и припевы
  14. Небылицы
  15. Скороговорки
  16. Частушки
  17. Приметы
  18. Заклички
  19. Считалки
  20. Заговор
  21. Заключение
  22. Статья «История возникновения устного народного творчества».
  23. Теория устного народного творчества
  24. Художественное своеобразие детского фольклора
  25. Вопросы к экзамену по дисциплине «Устное народное творчество»
  26. Объем понятия «фольклор», «народное творчество», «устное народное творчество», «устное народное поэтическое творчество». Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора
  27. Фольклор. Определение. Понятие о предмете. Специфика фольклора
  28. Особенности мировоззрения древних славян. Тотемизм, анимизм, антропоморфизм, культ предков, культ природы, магия, двоеверие
  29. Календарная обрядовая поэзия. Происхождение. Циклизация обрядов
  30. Зимние календарные праздники и поэзия
  31. Весенние календарные праздники и поэзия
  32. Летние и осенние обряды и поэзия
  33. Виды магии в свадебном обряде
  34. Основные моменты свадебного обряда
  35. Свадебные чины и их роли в свадьбе
  36. Свадебные причитания. Типы свадебных причитаний. Образ невесты. Символика
  37. Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика
  38. Корильные песни. Поэтические приемы создания образа
  39. Приговоры дружки. Раешный стих
  40. Похоронные и рекрутские причитания
  41. Заговор. Определение. Классификация. Художественные особенности
  42. Загадка. Определение. Происхождение. Табу в загадке. Классификация. Художественные особенности. Сборники
  43. Пословицы и поговорки. Определение. Происхождение. Художественные особенности. Другие виды народных афоризмов. Сборник пословиц В.И.Даля
  44. Сказка. Определение. Общая характеристика. Классификация. Художественные особенности жанра
  45. Кумулятивные сказки и сказки о животных
  46. Волшебные сказки
  47. Новеллистические сказки
  48. Собирание и изучение сказок. Сборники, Пропп В. Я. о сказке
  49. Былины. Определение. Общая характеристика. Происхождение былин. Историзм. Классификация
  50. Мифологические былины
  51. Былины об Илье Муромце
  52. Былины о Добрыне Никитиче
  53. Былины об Алёше Поповиче
  54. Новеллистические былины Киевского цикла
  55. Новгородские былины
  56. Баллады. Определение. Классификация. Основные сюжеты и герои. Поэтика
  57. Духовные стихи. Классификация. Основные сюжеты и герои
  58. Исторические песни. Общая характеристика. Древнейшие исторические песни
  59. Исторические песни 16 века

Народное искусство слова — устное творчество

Устное народное творчество – это огромный пласт русской культуры, который формировался на протяжении нескольких веков. В произведениях, относящихся к фольклору, ярко отражены чувства людей, история страны, серьезные размышления о жизни. Основная часть сказаний имеет стихотворную форму, поэтому их легко запоминать и передавать потомкам.

Особенности русского фольклора

Если внимательно вчитаться в народные произведения, то не составит труда отметить тот факт, что в них заключено невероятно много: творчество людей, история Руси, веселье. Ведь не зря в переводе с английского языка слово «фольклор» означает «народная мудрость».

Слушая древние былины, сказки и песни, человек невольно начинает задумываться над серьезными вопросами: как бороться за счастье, каким образом улучшить собственную жизнь, что нужно высмеять или порицать.

Жанры устного народного творчества

Разновидности фольклора включают в себя: сказки, песни, загадки, поговорки. Иными словами, всё, что существовало на протяжении многих веков и передавалось от старшего поколения к младшему.

Порой рассказчики дополняли повествованием что-то от себя, корректируя образы или детали. Таким незаметным способом творчество совершенствовалось и оттачивалось до идеала.

Песни

Уникальный словесно-музыкальный жанр. Это небольшое лирическое или повествовательное, созданное исключительно для пения. Они классифицировались на несколько разновидностей: романтические, плясовые, обрядовые и исторические. В произведениях выражаются чувства и эмоции одного человека, который олицетворяет собой весь народ.

В них можно отыскать и любовные трагедии, семейные или бытовые события, размышления о жизни. В музыкальных произведениях часто применяют параллелизм. Это литературный прием, когда на природу переносят настроение лирического героя.

Исторические песни посвящены популярным личностям и событиям, например, покорение Ермаком Сибири или Полтавская битва со шведами.

Былины

Впервые данный термин появился в девятнадцатом веке. Ввел его русский археолог Иван Петрович Сахаров. Это устное народное творчество, выраженное в форме героической или эпической песни. Подобные сказания зародились в девятом столетии, с их помощью славяне выражали исторические события страны.

Главные персонажи былин – богатыри. Они являлись воплощением мужества, мощи и любви к Родине. Самые популярные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко и т.д.

В основе сюжета – реальные события, дополненные фантазийным вымыслом. В былинах богатыри в гордом одиночестве легко справляются с ордой татар, Змеем Горынычем и прочей нечистью. В старинные времена данное творчество пользовалось невероятной популярностью.

Сказки

Их важно отличать от былин. Поскольку произведения полностью основаны на выдуманных событиях. Сказки могут иметь бытовой характер (люди изображены в повседневной жизни) или волшебный (с участием магических существ).

Главное отличие от других форм фольклора заключается в оптимистическом сюжете. Добро всегда побеждает зло.

Легенды

Еще одни произведения устного народного творчества. В основе сказаний лежат чудесные битвы, фантастические твари или невероятное волшебство. Причем слушатели воспринимают подобный рассказ как события, происходившие в реальной жизни. Существуют легенды о происхождении народностей, подвигах настоящих или вымышленных героев.

Загадки

Это иносказательное описание определенного предмета или события, которое основано на метаморфическом сходстве. Отличаются небольшим объемом, ритмической структурой, часто рифмованы.

Главное предназначение загадок – развитие сообразительности. Имеют разнообразное содержания и тематику. Об одном природном явлении или животном может быть большое количество вариантов. Причем каждая загадка характеризует объект с разных сторон.

Пословицы и поговорки

В первом случае речь идет о ритмическом и кратком высказывании. Чаще всего имеет двухчастную структуру, подкрепленную рифмами и ассонансами.

Поговорка является образным выражением, оценивающим некоторые жизненные события. В отличие от пословицы она не представляет собой цельное предложение. Это лишь кусочек определенного высказывания, которое является частью народного творчества.

Читайте также:  Обезболивание при эпиляции народными средствами

Колыбельные песни

Относится к малым жанрам устного творчества. Славяне называли их байками. Наименование фольклора произошло от слова «баять» – «говорить». Старинное обозначение колыбельных звучит, как «шептать».

Подобное название «приклеилось» к ним неспроста. Самые древние произведения имеют прямое отношение к заговорной поэзии. Например, крестьяне, который боролись со сном, непрерывно твердили: «Дрёма, уйди от меня».

Пестушки и потешки

В центре сюжета маленький ребёнок. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить». Это коротенькие приговоры, с помощью которых в первые месяцы жизни малыша, близкие комментировали каждое его новое движение.

Пестушки плавно переходят в потешки. Забавные песенки, сопровождающие игры с крохой с пальчиками и ручками. Данное направление фольклора весьма разнообразно. Самые популярные потешки – «Ладушки» и «Сорока». Часто в них отражается нравоучение. Например, в «Сороке» птичка всех детей накормила кашей, кроме маленького лентяя (мизинчика).

Прибаутки

В первые года жизни крохи нянечки и мамы пели песенки, не связанные с забавами и играми. По содержанию напоминают зарифмованную сказку. Например, о петушке-золотом гребешке, который летал на Куликово поле за овсом.

Обычно в прибаутках отражается яркое событие либо стремительное действие, которое соответствует активной натуре малыша. Обладают сюжетом, но кроха в столь юном возрасте не может его запомнить, поэтому родители стараются ограничиться одним эпизодом.

Игровые приговоры и припевы

Используются для связи некоторых элементов игр или для ее начала. Иногда выполняют роль концовки, определяя последствия, которые неминуемо настигнут нарушителя правил.

Причем забавы имели невероятное сходство с повседневными занятиями крестьян: жатва, охота, посевная. Воспроизведение подобных дел в четкой последовательности с помощью частого повторения с малых лет прививало ребёнку уважением к традициям и порядку.

Небылицы

Сказочные истории небольшого объема с ярко выраженной юмористической составляющей. События преподносятся с необычной стороны. В произведениях описывают сюжеты, которые никогда не произойдут в реальной жизни.

Основное предназначение небылиц – произвести комический эффект, иными словами, рассмешить аудиторию, слегка пофантазировать и повеселиться.

Скороговорки

Коротенькая шуточная фраза, выстроенная на сочетании труднопроизносимых звуков. Были придуманы в древности, чтобы развлекать молодежь. В наши дни широко используется для коррекции дефектов речи.

Произведения из категории потешного жанра. Их нужно произносить очень быстро. Главная задача говорящего не споткнуться и без запинки произнести всю фразу. Скороговорки могут быть с рифмой или без неё.

Частушки

Народный юмор. Песни и пляски под простенькие и задорные стишки, которые придуманы на ходу. Состоят из четырех рифмованных строчек. Это уникальный вид русского фольклора. Подобные напевы чаще всего придумывала молодежь во время народных гуляний или домашних посиделок.

Приметы

Русское устное народное творчество сложно представить без этого жанра. Он практически не изменился с древних времен, сохранив мудрость, которую заложили наши предки.

Зарождение примет объяснялось тесной связью людей с природой. Славяне чутко относились к любым изменениям в окружающей среде и находили тонкую связь между происходившими явлениями.

Постепенно наши предки облекли наблюдения в слова. Так и появились на Руси приметы, которые на протяжении веков несут знания предков. Основная часть высказываний затрагивает повседневную жизнь и дом.

Заклички

Одно из главных богатств русского фольклора. Это маленькие песенки, часто с юмористическим наклоном. Сопровождаются игровыми действиями. Сюжеты закличек разнообразны. Они могут затрагивать природные явления, животных, магических существ.

Считалки

Малый жанр словесного искусства. Зародился много веков назад, но до сих пор не потерял актуальности. Правда, в наши дни считалки используют крайне редко. Если только ребятня в процессе игр, да и то в исключительных случаях.

В давние времена к подобному творчеству часто обращались взрослые люди. Считалки помогали распределить трудовые обязанности. Ведь в старину многие направления деятельности несли в себе угрозу для жизни и здоровья. Поэтому браться по собственной воле за них люди не желали.

А считалки по-честному распределяли обязанности, чтобы никто не «обижался». Конечно, в современности, подобная «важная функция» считалок не нашла применение.

Заговор

Одно из удивительных направлений народного фольклора. Древний жанр отличается сложной структурой и продолжает существовать и в наше время. Сейчас функции заговора слегка изменились, но он по-прежнему выполняет роль «магического орудия». Его используют, чтобы помочь заговаривающему добиться желаемого.

Заключение

В устном народном творчестве отражены не менее яркие образы, чем в художественных произведениях. Своеобразные и точные рифмы, причудливые и красивые звучания, удивительные сюжеты – это сплетается в единое кружево, которое выражается в частушках, потешках, загадках. Подобные шедевры могли создать только великие мастера слова – славяне.

Из видеоролика вы узнаете интересные факты об одном из популярных жанров фольклора — прибаутках.

Источник

Статья «История возникновения устного народного творчества».

Ирина Хорева
Статья «История возникновения устного народного творчества».

Обучение и воспитание детей исторически возникло с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, внося усовершенствования. Вместе с опытом трудовой деятельности, передавался и опыт общения с другими людьми. Эти отношения из поколения в поколения закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, символах.

Читайте также:  Отек голеностопного сустава причины лечение народными средствами

С развитием русской народной культуры, появились правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, её надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае, владеть коммуникативными умениями.

Одним из действенных средств воспитания человека, в семье и не только, является устное народное творчество, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа. Сила фольклора как средства семейного воспитания заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы.

Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок с помощью родителей делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполнила литература.

Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, прибаутки и т. д. Произведения устного народного творчества не утратило своего воздействия на ребёнка и в наши дни. В этих произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно «говорит» сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни – трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага, мудрость.

Большинство песенок, потешек, прибауток создалось в процессе труда на природе в быту, в семье. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, из поколения в поколения, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову приучаясь пользоваться им в своей речи. Этим и черпается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм устного народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, окружающим его, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

С удивительным педагогическим талантом «ведёт» народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников Введение Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только.

Развитие речи детей посредством устного народного творчества Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Конспект занятия с использованием устного народного творчества Дети младшей группы «Теремок» и воспитатель Яровенко Т. В. приняли участие в районном семинаре, по развитию речи дошкольников с использованием.

Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка. Условия возникновения опыта. Сохранить человеческое в наших детях и заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к.

Источник

Теория устного народного творчества

Устное народное творчество

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.

Художественное своеобразие детского фольклора

Первым, кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор», назвав ею «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С Виноградов/

Вопросы к экзамену по дисциплине «Устное народное творчество»

Объем понятия «фольклор», «народное творчество», «устное народное творчество», «устное народное поэтическое творчество». Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора.

Объем понятия «фольклор», «народное творчество», «устное народное творчество», «устное народное поэтическое творчество». Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации.

Читайте также:  Узор в стиле народной росписи хохломской дымковской городецкой

Фольклор. Определение. Понятие о предмете. Специфика фольклора

Фольклор – народная мудрость (народное знание). Фольклористика – наука, изучающая фольклор.

Особенности мировоззрения древних славян. Тотемизм, анимизм, антропоморфизм, культ предков, культ природы, магия, двоеверие

Представления древнего человека были мифологичными. В мифологическую эпоху по-своему воспринимали пространство и время.

Календарная обрядовая поэзия. Происхождение. Циклизация обрядов

Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний.

Зимние календарные праздники и поэзия

Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия.

Весенние календарные праздники и поэзия

В марте были дни, когда полагалось печь ритуальные печенья – жаворонки. С этим печеньем молодые люди выходили на пригорки и «гукали», закликая весну.

Летние и осенние обряды и поэзия

Виды магии в свадебном обряде

Например, приехавших от венца жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми.

Основные моменты свадебного обряда

Свадебный обряд – это довольно сложное действо. В ней принимало участие большое количество персонажей, каждый из них изображал определенную роль.

Свадебные чины и их роли в свадьбе

В некоторых местных традициях на свадьбе присутствовал «вежливец» (колдун), бравший на себя магические функции дружки.

Свадебные причитания. Типы свадебных причитаний. Образ невесты. Символика

Причитания исполнялись до дня свадьбы. Невеста в них всегда страдающая сторона. Ее символы: растения (цветок, трава), но они всегда растоптаны, птицы (лебедь) – тоже всегда страдают. Символика причитаний всегда связана с бедой, трагедией.

Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика

Величальные песни – это ритуальные магически произведения, которые должны были обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых. Их пели всем гостям.

Корильные песни. Поэтические приемы создания образа

Корильные песни – это своеобразные пародии на величания, ими смешили и веселили гостей.

Приговоры дружки. Раешный стих

Похоронные и рекрутские причитания

Похоронные обряды являются очень древними по происхождению. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний.

Заговор. Определение. Классификация. Художественные особенности

Заговоры – это короткие прозаические устно – поэтические произведения, обладающие, по мнению их исполнителей, силой магического воздействия.

Загадка. Определение. Происхождение. Табу в загадке. Классификация. Художественные особенности. Сборники

Загадка – это хитросоставленный метафорический вопрос. Загадка – это иносказательное описание предмета или явления.

Пословицы и поговорки. Определение. Происхождение. Художественные особенности. Другие виды народных афоризмов. Сборник пословиц В.И.Даля

Пословица – малый жанр фольклора; форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельная краткость и простота; отличается большой содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли.

Сказка. Определение. Общая характеристика. Классификация. Художественные особенности жанра

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и устойчивостью компонентов. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.

Кумулятивные сказки и сказки о животных

Волшебные сказки

Русский репертуар волшебных сказок складывается в феодальную эпоху и отображает ее. В сказках сформирована своя система персонажей, они типичны.

Новеллистические сказки

Основной сюжетный состав складывался в феодальную эпоху. Приключения героев носят авантюрный характер. Герои в конце сказки добиваются благополучия.

Собирание и изучение сказок. Сборники, Пропп В. Я. о сказке

Перелом в отношении к сказке произошёл только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым.

Былины. Определение. Общая характеристика. Происхождение былин. Историзм. Классификация

Былины – это эпические народные песни о важных событиях древнейшей истории государства. В народе их называли старины, старинки.

Мифологические былины

Мифологические былины как жанр складывались в период становления государства, и в период защиты государства от степных кочевников. По содержанию былины есть не что иное как героический эпос, поскольку его персонажи сражаются с чудовищами и освобождают землю от них.

Былины об Илье Муромце

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг оберегатель русской земли.

Былины о Добрыне Никитиче

Характеристика Добрыни показывает развитие индивидуализации образа в былинах.

Былины об Алёше Поповиче

Новеллистические былины Киевского цикла

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

Новгородские былины

К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте и о Василии Буслаеве. Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др.

Баллады. Определение. Классификация. Основные сюжеты и герои. Поэтика

Духовные стихи. Классификация. Основные сюжеты и герои

Духовные стихи – это народные песни религиозного содержания. Возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения.

Исторические песни. Общая характеристика. Древнейшие исторические песни

Исторические песни 16 века

Главные герои песен – Иван Грозный и Ермак.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector