Традиционные народные промыслы донбасса

Консультация о промыслах Донского края

Татьяна Магура
Консультация о промыслах Донского края

Донской край, донское казачество. В расхожем представлении сразу возникает образ Дикого поля и былого лихого воинства со сложной историей и трагической судьбой. На его необозримых просторах сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образовании Российской Империи, с особым военно-демократическим укладом жизни и культурными традициями, бережно передававшимися из поколения в поколение.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря,то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.

Все подворье казаков огорожено было заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной.

Чаще всего плели из ивы. На территории Дона ива растёт и в виде кустарников, и в виде деревьев. Прутья (лоза) ивы отличаются продольной прочностью, гибкостью, способностью делиться на длинные шины, плети и ленты.

Заготовку лозы ивняка производили ранней весной (весенний налив) или, если не снимать кору, поздней осенью (молодые побеги).

Снятие коры производилось при помощи специального инструмента, который называется щемилка. Но весенняя кора легко снимается и без всяких приспособлений. Складывали на хранение лозу небольшими пучками, а пучки — поленницей. Плести можно было из цельных прутьев, расколотых плетей и лент.

Перед расщеплением прутья держали несколько часов в воде.

Расколотые на три-четыре части прутья называются шинами, а если только на две половинки, то — пластинами. Ленты получаются из шин при помощи строгания шофом.

Хранили прутья окоренные (то есть очищенные от коры) в закрытом, влажном, не очень холодном помещении.

Кто-то для себя занимался плетением, а кто и на продажу. Особенно славились изделия искусных мастеров, проживавших на донской земле. Эти земли плодородны. Если в летнее время казаки обрабатывали землю, то в холодное время занимались таким прибыльным ремеслом, как плетение. В исходном материале никогда недостатка не было.

За многовековую историю своего существования промысел лозоплетения не претерпел практических изменений ни в технологии производства, ни в формах предметов. Это ремесло считается самым распространенным и известным во всем мире.

Девушки веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием, готовили себе приданое. Считалось, что чем больше будет вещей, тем дольше будет жизнь, а вещи готовились на все этапы жизни. Казачки шили одежду, белье, скатерти, полотенца, украшали их вышивкой и кружевами с детских лет, складывая это добро в сундук. Взять в жены бесприданницу считалось позором, а жизнь с такой девушкой, по поверьям, обещала быть скучной. Кружева связались с помощью тонкого крючка обычно белыми хлопчатобумажными нитками. Работа была очень тонкая и требовала немало времени, усидчивости и мастерства. Кружева появились благодаря постоянному желанию сделать одежду более привлекательной.

Женщины-казачки всегда славились умением вести домашнее хозяйство, были очень трудолюбивы и бережливы. Не свойственны им были лень и пустая праздная болтовня. Многое в хозяйстве делалось своими руками. Казачки сами пряли, ткали, кроили и шили. Лоскуты бережно складывались и передавались от матери к дочке. Девочкам-казачкам матери рано начинали готовить приданое. В сундук (по-казачьи «скрыня») бережно складывались рушники, скатерти, постельные принадлежности, лоскутные одеяла.

Самый простой вид лоскутного шитья сводится к выкраиванию из ткани квадратов одинакового размера и сшиванию их между собой.

Очень часто изделия украшали аппликации в виде птичек. Птичка – довольно распространенный элемент, встречающийся в вышивках. Часто птички – символы счастливой жизни, вылепленные из теста, украшали казачий свадебный каравай.

Лоскутное шитье пользуется большой популярностью и в наши дни.

Лоскутное одеяло стало символом зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Лоскутное шитье, как и любой вид рукоделия, дарит спокойствие, радость творчества, развивает фантазию.

У наших казаков обычай таков: «Курень и двор у казака всегда был в порядке».

Беседа с детьми «Головной убор донского казака» Беседа с детьми «Головной убор донского казака» У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным.

Консультация для родителей «Птицы нашего края» В начале апреля, в самое половодье, прилетают зяблики. Сначала стайками вдоль дорог перепархивают, а потом на свой участок, сгоняя всех.

Презентация для детей среднего и старшего возраста «Первоцветы Донского края» Еще не успел растаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. Цветущие ранней весной первоцветы, составляют.

Презентация о приобщении детей к культуре донского казачества 1 слайд. Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Землякова Инна Андреевна, я работаю воспитателем на подготовительной к школе группе.

Стихи о народных промыслах для дошкольников Стихи о народных промыслах для дошкольников из сборника «Солнечная карусель» Стихи могут быть использованы в ходе НОД и внеурочной деятельности.

Технологическая карта игрового проекта по патриотическому воспитанию «В курене. О культуре и традициях Донского края» Название проекта В курене. Тип проекта Ролево-игровой, групповой. Возраст детей 3- 4 года. Актуальность Жизнь ребенка начинается с семьи.

Загадки для детей о народных промыслах Загадки о народных промыслах1. Очень тяжелые эти фигурки: Девочки, мальчики, кони-скульптурки. Есть и подсвечники, блюда резные. Ну, догадайтесь:.

Консультация для родителей «Закон Краснодарского края №1539» ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». на.

Проект «Животный и растительный мир Донского края» Животный и растительный мир Донского края. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный.

Источник

Презентация «Народные промыслы Донбасса» к Урокам гражданственности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы Донбасса Подготовила Яцуненко Ю.В. учитель начальных классов «Школа № 4-Кадетский корпус» г. Донецк

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Народный умелец – человек, который занимается народным ремеслом.

Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров призваны внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. Поговорим о некоторых народных умельцах прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха.

Гончарство Гончарство – один из наиболее древних видов народного ремесла. Основные центры гончарного дела были в Краснолиманском районе (с. Ямполь, с. Малая Диброва), в Славянском районе (с. Пискуновка), в Амвросиевском районе (с. Благодатное).

«Донецкая гончарня» — мастерская, в которой сбываются мечты Знаток истории, этнографии и искусства родного Донбасса, Александр Ткаченко несколько лет создает коллекцию глиняных шедевров, подобных которым вы не найдете у нынешних мастеров. Большинство изделий – это формы, давно утерянные физически и сохраненные только в памяти книг. Здесь и культово-обрядовые сосуды, и древнейшие, догончарные, изделия, выполненные жгутовой техникой. Восстанавливая по описаниям традиционные модели, автор, вольный в выборе орнамента, зачастую украшает их сугубо донецкими, узнаваемыми деталями. Например, классическая восточнославянская макитра щедро «усыпана» розами, символом нашего города.

Лозоплетение Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы— одно из самых древних ремёсел в мире. Корзины и циновки, мебель и украшения, — что только не сплетали искусники лозоплетения за все те века, что существует человечество! Лозоплетение постоянно шло рука об руку с гончарным и кузнечным мастерством, украшая жилища, делая удобные и качественные вещи для дома и быта. Тонкая и гибкая лоза, заплетенная искусными руками, становилась разнообразными предметами, необходимыми как воину, так и домохозяйке.

Выдающийся земляк Алексей Иванович Мерцалов – кузнец и работник Юзовского металлургического завода, в 1895 году выковал пальму из одного рельса. Пальма была изготовлена для Нижегородской выставки для демонстрации качества выпускаемой Юзовским заводом продукции. В 1900 году она была удостоена Гран-При на Всемирной выставке в Париже. В настоящее время является одним из символов Донецкого края.

Стальные розы Донбасса Кузнец, мастер современного прикладного искусства Виктор Михалев – личность, знаменитая не только в Донецкой Народной Республике, но и далеко за ее пределами. Дончанин известен тем, что создает свои работы из гильз, осколков снарядов, мин и гранат. В его руках смертоносные изобретения человечества превращаются в настоящие шедевры.

Номер материала: ДБ-963275

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Русская народная песня на улице дождик с ведра поливает слушать

Источник

УГД, народные промыслы и ремесла Донбасса

8 класс Дата проведения: __________

Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»

Микросфера «Секреты русских мастеров»

Тема 4. Традиционные народные промыслы

Тип урока: урок-панорама

Продолжить ознакомление детей с особенностями народных промыслов Донетчины. Раскрыть их значение в жизни населения и важность труда для жизни.

Обобщить знания о народных промыслах региона, раскрыв связь времен в народном искусстве.

Воспитывать детей на русских традициях, углублять знания о народном творчестве

Способствовать развитию эстетического вкуса, художественно-творческого мышления учащихся.

Воспитание активной практической деятельности учащихся в коллективе.

Умение характеризовать основные промыслы нашего края;

описывать особенности жизни населения;

составлять собственные описания жизни наших предков в виде сочинений.

Планируемые методы, приемы и технологии: метод проектов, информационные компьютерные технологии.

Термины: народные промыслы,

І. Организация познавательной деятельности учащихся

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений

Сегодня вы окунетесь в чарующий мир народного творчества родного края, вы узнаете много нового о народных промыслах Донетчины.

ІІІ. Изучение новой теме

Народное искусство Донбасса

Народное искусство Донбасса неотъемлемо от древней и современной культуры Руси. Орнамент, используемый на востоке Украины, странное сочетание растительных и геометрических образов, до сих пор встречается в изображениях на воротах, наличниках окон жителей нашего края. Это является убедительным свидетельством преемственности в сфере создания духовных богатств десятками поколений людей. Но, к сожалению, народное искусство уже давно переживает тяжелый кризис, обусловленный различными обстоятельствами.

И все же народное искусство развивается. Об этом свидетельствуют выставки народных художников, которые регулярно проходят во многих городах и районных центрах Донбасса. Пожалуй, нет такого у нас села, где бы не вышивали рушники, не мастерили из дерева. В селах можно встретить мастеров ковроткачества и домашних дорожек. Развивается у нас и искусство росписи, вязания и вышивки.

Декоративная роспись берет свое начало в настенных домашних рисунках, которые были популярны в селах в прошлые века. В наше время этот вид росписи почти исчез. Но народная традиция перешла в другие виды искусства, в том числе в малёвки на бумаге. Мастером этого вида народного искусства на Донбассе стала Мария Ивановна Наумчук. Более пятидесяти ее картин собрано в Донецком областном художественном музее. Представлено ее творчество и в столичном государственном музее народного декоративного искусства.

Среди выдающихся мастеров народного искусства и своих сверстниц Анны Собачко, Марии Примаченко, Прасковьи Хомы, Екатерины Билокур наша землячка занимает почетное место.

Статья «Малёвки М.И.Наумчук»

Искусство художественной вышивки

И как прекрасно, когда зрители воспринимают чувства, воплощенные в вышивке, когда пишут об увиденном на рущниках Надежды Павловны Кутеповой из Алчевска, мастериц из Краматорска.

В городе Соледар Донецкой области существует музей изделий из соли.

По определению геологов, соль «младше» угля, здесь, на Донбассе, она образовалась более двухсот миллионов лет назад. Пермское море под действием солнечных лучей медленно испарялось, оставляя толщу затвердевшей соли. Коморы, которые образовала природа, практически неисчерпаемы.

Статья «Соледар. Солевые шахты»

Славянск может считать себя центром керамического искусства в Донбассе.

К тому же в Славянске добрые традиции. Когда-то здесь открыл производство фарфора известный российский фабрикант Кузнецов, продукция которого поставлялась к императорскому двору.

Статья «Гончарство на Донбассе»

Сегодня мы рассмотрим еще один вид народных промыслов – изготовление валенок.

История создания валенок начинается еще 2,5 тысячелетия назад. Именно тогда в горном Алтае были найдены первые войлочные изделия. Массовое производство, как гласит история возникновения валенок, началось в России только в XVIII веке. Произошло это в городе Мышкин, до нашего времени там сохранился музей валенок. Технология создания впервые предусматривала возможность валяния сапог целиком с голенищем. С тех пор эта обувь и стала такой популярной на Руси. (просмотр презентации)

Домашнее задание: подготовить презентацию народные промыслы и ремесла Донбасса.

Коэффициент реализации пунктов 5,6 (краткий самоанализ): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Этнический костюм Донбасса. История и современность

учитель трудового обучения

специалист II категории

«ЭТНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ ДОНБАССА.

Пожалуй, нет человека, совершенно равнодушного к истории своего Края. История всегда вызывала и продолжает вызывать большой интерес у жителей Донбасса. В прошлые годы история Донбасса как наука во многом была политизирована и многие её страницы отражались в литературе односторонне. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своего региона, которая показывает, что современные Донецкая и Луганская области, вместе составляющие единый Донбасский край, являются неотъемлемой частью восточнославянской цивилизации, особым районом российско-украинского пограничья. Сегодня, как никогда раньше, на первом месте стоит развитие и консолидация нашего общества, развитие чувства патриотизма, укрепление духовного

единства, гордости за наш регион. Донбасс является «сильным» регионом. Это означает не только экономическую мощь, но и высокий уровень духовной культуры населения региона. Многовековая историческая связь, взаимное сотрудничество народов, аселяющих территорию Донбасса, являются основой взаимопонимания и доброжелательства в современных условиях.

В развитии Донецкой Народной Республике одной из главных задач есть возрождение культурно-исторических традиций. В данных условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных ценностей культуры Донбасса, так как его будущее зависит от молодого поколения.

Целью данной работы стало исследование народных обычаев, верований и обрядовой практики населения Донбасса. Формирование этнической культуры, социальной активности, высокого патриотического сознания. Воспитание толерантности, уважения к народным обычаям, традициям и культурным ценностям многонационального народа Донбасса.

Проект представляет собой интегрированный комплекс исследовательских, поисковых, творческих видов деятельности. Он направлен на формирование высокой этической культуры, на поддержание народных традиций, способствующих укреплению духовного единства.

Реализация проекта осуществлялась по следующим направлениям:

Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, культивирование высокой этнической культуры, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Донбасса, его судьбы, изучение истории Донбасса, понимание менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих его территорию, изучение истории региона.

Деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к поставленной проблеме, стремление к активному проявлению трудовых качеств в интересах успешного выполнения поставленных задач.

Все эти направления взаимосвязаны между собой и объеденены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными основами,

Собирая и обрабатывая исторические материалы об особенностях народов живущих на Донбассе мы выяснили, что основным богатством края является многонациональность, которая формировалась долгие века и берет свое начало в I II в. до н.э.

С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем». В районе

нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами. С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары. До наших дней дошли остатки некоторых золотоордынских городищ. По мере упадка Золотой Орды и превращения татарского населения края, подчиненного Крымскому хану, в профессионалов набегов на Русь, татарские города исчезли, и степи вновь приняли первобытный пустынный вид. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью.

В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев. Впрочем, уже в XVI, и особенно в XVII веках в донецких степях активно действуют запорожские и донские казаки. Продвигаясь по реке Кальмиус к Азовскому морю, казаки стали создавать по берегам реки укрепленные зимовники.

практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса.

В 1730 году, создается новая укрепленная Украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При Екатерине II была проведена Днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии. В результате обширные пустынные территории, прикрытые укрепленными линиями, стали доступны для заселения. По первой ревизии 1719 года в уезде проживало 8 747 душ (6 994 великоруссов и 1 753 малоросса). В 1738 их стало 8 809 (6 223 русских и 2 586 украинцев).

После русско-турецкой войны 1768-74 гг. в состав России вошло побережье Азовского моря. Теперь край мог развиваться в мирных условиях. Как и во всей Новороссии, началось быстрое возникновение новых городов. Так, 1795 году появился поселок при заводе, вскоре ставший городом Луганском. Систематическое заселение края иноземцами продолжалось: еще в 1771-73 гг., в условиях продолжавшейся войны с турками, здесь рассе­лили 3 595 молдаван и волохов, сдавшихся в плен во время очередной русско-ту­рецкой войны (они основали селение Ясиноватая, ныне железнодорожный центр). Уже в 1778 году, как уже говорилось, на южном берегу поселились выведенные из Крыма греки численностью 31 тысяча человек, осевшие на тер­ритории от реки Берды до реки Кальмиуса. Центром греческих поселений стал город Мариуполь. Впрочем, и в дальнейшем к крымским грекам стали добавляться греки из Анатолии и Фракии, основавшие ряд поселений.

В 1788 году стали селиться немцы-колонисты. В Приазовье к 1823 году возникло 17 немецких колонии, центром, которых стал Остгейм (ныне Тельманово). В 1804 правительство разрешило выезд 340 000 евреев из Белоруссии. Часть их осела на этих

землях, образовав в 1823-25 здесь 3 колонии. Новая волна еврейского расселения относится к 1817 году, когда было создано Общество Израильских Христиан для «обращения евреев в христианство и к земледельческим занятиям». Несколько сотен евреев из Одессы вос­пользовались этим призывом и осели между Кальчиком и Мариуполем на землях, незанятых греками. Наконец, в 60-х гг. XIX века Приазовье покинули кочевавшие здесь ранее ногайцы, перебравшиеся в Турцию (вместе с частью крымских татар), зато появились поселения бессарабских болгар, которые покинули южную Бессарабию, отошедшую в 1856 году от России к Молдавскому княжеству.

Интерес к донецкому углю возродился в XIX веке. В 1827 году под руководством Е. П. Ковалевского, крупного ученого и организатора промышленности, в дальнейшем ставшего министром финансов России, были организованы три геологические экспедиции. По результатам экспедиций Е. П. Ковалевский опубликовал статью, в которой впервые упомянул название «Донецкий бассейн», в сокращенной форме ставшее названием края. В середине XIX столетия в России начинается бурное железнодорожное строительство. Для него требуются металл и уголь. Все это было в донецких степях, которые к тому же находились рядом с черноморскими и азовскими портовыми городами. В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской

Читайте также:  Русские праздничные народные текст песни

флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским.

Донбасс, который изначала отличался многонациональностью, в период бурного

Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту. Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом и что очень важно доминирующим русским языком. Итак, к 1900 году, вследствие гибкой политики правительства, усилиями российских и иностранных предпринимателей обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы, называемый «русским Руром». Именно в это время Донбасс складывается в единый взаимосвязанный экономический регион, охватывающий Екатеринославскую, Харьковскую, и частично Херсонскую губернии и Область Войска Донского.

Национальный костюм неотъемлемая часть наследия каждого народа. История национального костюма сохраняется и передается из поколения в поколение. Костюмы, особенно национальные являются живописными украшениями и одновременно фамильными ценностями. В то время как одежда, которую носят каждый день, не

сохраняется в надлежащем виде, национальный костюм доходит до наших дней практически в неизменном виде. Впрочем, это вполне обоснованно, так как национальные костюмы любой страны создаются с любовью и вниманием к самым мелким его деталям.

Поколения, которые жили на территории страны до нас, отличались гораздо более уважительным отношением к одежде и истории национального костюма. Гораздо больше внимания уделялось деталям, которые современникам могут показаться незначительными и второстепенными. Национальные костюмы одевались исключительно во время празднований и хранились на протяжении нескольких поколений. Для родителей было большой гордостью передать своему ребенку наследие в виде национального костюма. История национального костюма состоит из истории каждого отдельно взятого предмета гардероба. Каждый национальный наряд имеет свою, подчас неизвестную никому легенду или историю, при этом каждый элемент такой одежды является уникальным.

Сейчас национальные костюмы практически вышли из повседневной жизни и их можно встретить только в музеях. Впрочем, некоторые люди пытаются возродить практику ношения национальных костюмов, которые создают ощущения причастности к своему прошлому и единения с ним.

Несмотря на то, что национальные костюмы являются частью истории, каждое поколение должно внести посильный вклад в создание национального наряда и сохранить его для следующих поколений. История всегда ассоциировалась с познаниями и интеллектуальным уровнем человека. История народного костюма также как и история в целом изучается по материалам полученным при археологических раскопках, летописях, историях, документах того времени. Отечественный народный костюм имеет многовековую историю, которая предопределялась бытом наших предков, внешнему облику, общему жизненному образу и устоям, а также географическим положением. Народный костюм населения Донбасса, как и любого другого народа, является показателем и источником творчества, которое базируется на материальной и духовной культуре народности. Народный костюм это своего рода историческая книга, при правильном чтении которой можно узнать обычаи, традиции и настрои населения того времени. Ни одна отрасль жизни человека не реагирует на изменения настолько быстро как его одежда. Поэтому, изучая быт и этническую культуру народов Донбасса, остро и злободневно стал вопрос об исследовании и изучении материалов народного костюма

жителей нашего региона. Исследование и изучение народного костюма в проекте начинается с I II века до н.э., в эпоху жизни ранних славян, которые обитали в западной и центральной части Украины.

Костюм древних скифов и сарматов.

О культуре скифов (в частности, их одежде, украшениях, воинском вооружении) стало известно из раскопок скифских погребальных курганов. Самые большие курганы, часто многокамерные, сооружались при погребении скифских царей. У скифов очень популярны были изображения животных, что послужило основой для создания знаменитого скифского звериного стиля. Для него характерно изображение определенных видов животных — оленей и других копытных, кошачьих хищников и птиц. Звериные мотивы украшали главным образом воинское снаряжение, конский убор, ритуальные сосуды. Древние скифы носили одежду из выделанных кож, которую сшивали тонкими ремешками или крепкими нитками, была у них одежда и из тканой и валяной овечьей шерсти и овчинные тулупы. Обработкой шерсти и изготовлением одежды у них занимались женщины и рабы.

Мужской костюм.

Скифы носили длинные кожаные брюки и куртки с длинными рукавами. Брюки были с вышивкой или с металлическими накладками, куртки — меховые или кожаные, различной длины. Спереди куртка запахивалась и застегивалась косой застежкой слева направо или завязывалась кожаным поясом. Такую куртку можно считать древнейшей известной нам формой кафтана. На рукавах сверху была вышивка (наподобие вышивки на одеянии византийских императоров или гораздо более поздней ирано-монгольской одежде).

Царская одежда, судя по раскопкам курганов, была необыкновенно богатой. Она делалась не только из кожи, но и из мягких шерстяных и полотняных тканей и была украшена множеством золотых бляшек с изображениями всадников и животных.

Отличительным признаком царского достоинства у скифов была широкая перевязь через плечо. Греческое влияние отразилось и на вооружении скифских воинов. В курганах были найдены бронзовые шлемы, поножи, большой золотой щит.

Женский костюм

Об одежде скифских женщин известно немного. В целом, она была длиннее, шире и наряднее мужской и изготовлялась из шерстяной материи.

Скифы ходили в широких кожаных полусапожках, которые зашнуровывали

около щиколотки. Брюки надевали поверх сапог или заправляли внутрь.

Головным убором скифов были остроконечные конусообразные кожаные или войлочные шапки, закрывавшие затылок и уши. Завязывались они под подбородком.
Мужчины подвязывали волосы тесьмой.

Костюм древних восточных славян (6-9 в. н.э.)

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды. Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят. Д евушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Одежда этого периода претерпела определённые изменения. Как и прежде, она была простой, удобной, не показной, скромной. Славяне до 8-9 века избегали роскоши, чрезмерного увлечения украшательством. Носимые украшения носили преимущественно обрядовый характер и изготовлялись из недорогих металлов. Славяне избегали золотых украшений, золотых вещей, накопления золота. Новые веяния Рюриковичей в конце 10 века изменили такое отношение к золоту, которое считалось носителем зла (зло-то).

Новое время, время распада единого славянского мира, время Рюриковичей, время после крещения Киевской Руси, принесло значительные изменения в быте и одежд славян.

Эти изменения были вызваны вмешательством во внутреннюю жизнь славян иных культур: норманско-варяжской, византийской, позже, финно-угорской, западноевропейской, тюркской и т.п.

Рис. Народная одежда мужская и женская волынян, полян и древлян 6-9 веков

Костюм Древней Руси (10-13 века)

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и брюки («порты»). Рубаха — прямая, с длинными

узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался

На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни

На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьям и

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями. Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы. Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до

Великокняжеский костюм

Костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой, костюм княгини: верхняя

одежда с двойными рукавами, византийский воротник.

Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» — кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами

В Древней Руси носили сапоги или

лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи. Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Мужчины стригли волосы ровным полукругом — «в скобку» или «в кружок». Бороду

носили широкую. Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.

Замужние женщины ходили только с покрытой головой — это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом — «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок — «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой.

Читайте также:  Формирование народной педагогики и этнопедагогики

Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой. Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна — на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый.

Русский народный костюм

Земля русская издавна славилась богатырями, красавицами, злодеями. Независимо

от того кто это злодей и добрый молодец для всех них была характерная яркая, узорчатая одежда, расшитая причудливыми картинками и орнаментами, с большим количеством драгоценных камней. История русского костюма такая же древняя, как и сама история нашего государства. И, несмотря на широко распространенное мнение славянские племена, которые населяли земли стародавней Руси, не могли похвастаться сказочной красотой своей одежды. Костюм того времени в своем большинстве состоял из домотканой или кожаной рубахи и порты, которые шились из животных нитей.

Такое невзрачное одеяние было обусловлено долгими зимами и прохладными летами. В ту пору большой популярностью пользовались шапки из меха, шубы и разнообразные тулупы. По прошествии некоторого времени гардероб наших предков несколько разнообразился и стал более красивым. История русского костюма не может существовать отдельно от длинной рубахи, которая была главным элементом гардероба не только женщин, но и мужчин. Более зажиточные люди позволяли себе шить рубаху из цветной ткани. Как правило, рубаху подвязывали у талии поясом или специально предусмотренным шнуром, в них помещали кошельки, зеркальца, карманы. Ворот и подол рубах украшались расшивкой узоров, которые изображали исторические события, обереги или животных. Следует понимать и то, что до крещения Руси эта территория была языческой, в истории русского костюма это все можно прочесть, особенно если более пристально взглянуть на изображение языческих символов, которые сохранились на одежде и после крещения Руси. Русичи были довольно общительной национальностью, следствием этого стало заимствование некоторых мотивов русского костюма из скандинавских стран.

Как это не прозвучит парадоксально, но именно благодаря крестьянству до наших дней сохранились представления и традиции в русском народном костюме. История русского народного костюма могла быть полностью вытеснена с истории вообще, после

того как вышли соответствующие петровские указы.

Европеизация полностью могла поглотить историю отечественного костюма. Вместе с повсеместной стандартизации согласно европейским нормам происходит изменение эстетического представления о красоте и вообще о человеке.

Единственным хранителем народного костюма с его многовековой историей осталось обычное крестьянство. Основными видами кроя народного костюма той эпохи были трапециевидные и прямые монументальные силуэты, которые часто сопровождались

декоративной живописью и яркими цветовыми решениями. переломный момент, все большее количество тканей шьется на фабриках, изменяется не только ткань, а и покрой одежды.

На территории Руси народную одежду очень ценили, непозволительной роскошью

было выбросить или сжечь одежду, часто одежду передавали по наследству своим

детям. История народного костюма стоит у истоков формы одежды времен Киевской Руси. Именно в это время складывается традиция шить одежду из дорогих тканей, которые свидетельствовали о материальном достатке своего хозяина. Следует учитывать, что в те времена народный костюм изготовлялся из самых простых и не дорогих тканей, поскольку большинство жителей Руси не могли себе позволить дорогие ткани.

Женская народная одежда состояла из длинной сорочки поверх которой надевался сарафан или одежда без рукавов. Историю народного костюма нельзя представить без летника, который являлся самым нарядным предметом гардероба женщин. Он шился из ярких тканей и в большинстве случаев одевался через голову женщины, при этом никаких дополнительных аксессуаров на него не надевалось. Летники очень красиво украшали вышитыми узорами и орнаментами, которые по верованиям приносили счастье и удачу своему хозяину.

Украинский народный костюм

Традиции украинского народа неразрывно связаны с традициями восточных славянских народов и история украинского костюма не является исключением, а

н аоборот, очень хорошо это подчёркивает.

В основе украинского костюма находится рубаха, с оговоркой на то, что именно в украинской костюмной традиции она в большей степени походит на рубашку, а не рубаху,

и штаны, которые изготавливались из шерсти или сукна. Рубашка служила и верхней одеждой. Именно по рубахе можно было определить национальность ее хозяина,

поскольку только украинская рубаха имела характерный разрез спереди, который очень красиво украшался вышивкой. Исторически вышиванка неразрывно связана с Украиной,

костюмов украинского костюма и его традиционные черты утрач ив аются.

Итак, на основе проведеннях исследований можно сделать в ы вод, что национальная одежда – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа Донбасса. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.

Народный костюм Донбасса

Украинский народный костюм – явление гораздо более сложное и многогранное. Он умудрился объединить в себе широту и искренность славянской души, пристрастие восточных народов к ярким краскам и украшениям, и даже нотку изысканной

элегантности, присущей европейским соседям.

На фотографиях начала XX века отчетливо видна одежда молодых девушек, жителей Донбасса, которая включает в себя элементы как русского так и украинского костюмов и является выразителем и симбиозом различных этнических культур. И если рассматривать народный костюм Донбасса конца XIX – начала XX веков, то скорее всего он выглядит следующим образом.

История украинского народного костюма берет свое начало в глубокой древности, когда славянские племена приднепровья еще не объединились под эгидой Киевской Руси (именно с тех пор сохранился обычай носить рубаху-вышиванку без дополнительной верхней одежды) и продолжала свое становление вплоть до 19 века.

2.Конструкторско- технологический этап

Женские рубахи были праздничные, будничные, свадебные, покосные, ворожбенные и похоронные.

Шили их из холста, льна, конопли, пеньки и шерсти. Среди элементов украшения рубах использовались такие образы как кони, птицы, ланки, древо жизни и растительные узоры. Считалось, что рубаха красного цвета оберегает от несчастий и злых духов.

Выкройка рубахи по старинным образцам из музейных экспонатов

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега.

В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является

«ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения.

В давние времена рубаха являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена.

Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство – семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод – если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая. Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием

3 Заключительный этап

Во многих странах народный костюм бережно сохраняется и пользуется большим почетом. У нас в последнее время также наблюдается интересный процесс возрождения народных традиций. Посещение занятий фольклорных коллективов стало чрезвычайно популярным среди молодежи, а традиции

Народного костюма успешно используют именитые модельеры для создания совершенно уникальных коллекций. Современный костюм в народном стиле теперь можно часто увидеть на молодых современных девушках на улицах и модных показах, и такие наряды встречаются с неизменными аплодисментами. Характерной особенностью народного костюма считается мягкость и плавность линий. Девушка, надевая сарафан, не просто идет по улице или по сцене. Она словно плывет или скользит — именно из-за этого девушку в народе всегда называли павой, лебедушкой или утушкой, подчеркивая тем самым плавность походки девушки и неторопливость и размеренность её движений и сходство с птицей. Сейчас народный костюм является настоящим источником вдохновения для многих дизайнеров одежды, находящих в нем настоящую сокровищницу для своих идей. Теперь покрой, сочетание цвета и орнамент народного костюма широко используются при создании новых коллекций модной одежды. Более того, появились новые течения в моде и стили одежды — этнический и фольклорный.

Народный костюм не умирает, просто не может умереть и быть забытым. Если вглядеться в те образцы, которые сохранились в музеях, можно увидеть и постигнуть те тайны, которые скрыты в орнаментах,

форме и цветовом решении костюма, постепенно превращающегося для нас в ту нить, которая связывает настоящее и прошлое, современность и историю. Свою родословную забывать нельзя.

Конечно, многое из народного костюма давно забыто и утрачено. Однако платье в народном стиле можно встретить в коллекциях многих отечественных дизайнеров. Так, у Игоря Гуляева в силуэтах современных шуб четко угадываются русские мотивы. Вячеслав Зайцев не раз в своих коллекциях демонстрировал вечерние платья, в которых явно были заметны русские мотивы. Это касается и силуэта, и отделки. Некоторые дизайнеры пошли дальше и создали целые коллекции в русском народном стиле. Например, Валентине Аверьяновой удалось вдохнуть новую жизнь в национальную одежду. Продемонстрированная ею коллекция получила одобрение не только международных критиков моды, но и обычных покупателей. И сегодня всегда найдется место такому наряду, как народное платье. Фото современных нарядов в этом стиле все чаще можно встретить в модных глянцевых журналах. К тому же стиль «фолк» сейчас на пике популярности.

К моему глубокому удивлению и радости, в конце работы над темой проекта, на свет появилась вот эта «милая особа». Кукла в оригинальном наряде для заручин – это символ зарождения новой и прекрасной жизни.

Костюм выполнен по эскизам, которые родились в процессе работы над историческими материалами и выражает моё сугубо личное видение этнического костюма Донбасса, который перекликается по стилистике, форме и крою с народными традициями в одежде многих национальностей, проживающих на территории моего родного Края.

Стёпкин В. П. История Донецка.— Донецк: Апекс, 2004.

Стёпкин В. П., Гергель В. И. Полная история Донецка.— Донецк: Апекс, 2008

Юз и Юзовка. Донецк, 2000.

Калашникова Н.М. – Одежда народов СССР. – Москва. «Планета», 1990

Николаева Т.Н. – Украинская народная одежда. – Киев, Просвещение, 1986

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector