Три дочери татарская народная сказка главные герои

Конспект урока по литературному чтению на тему «Татарская народная сказка «Три дочери» (1 класс)

Урок литературного чтения

Тема урока: Татарская народная сказка «Три дочери»

ЦЕЛЬ : понимание фольклора как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.

Доброе утро, ребята.

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу и нашим родителям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

— Проверьте готовность к уроку: учебник.

Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.

Познать мир таких сложных чувств нам поможет новое произведение, а какого жанра мы сможем узнать, если справимся с заданиями.

— Плачет на камушке, сокрушается, братца Иванушку спасти собирается

— Фамилия автора, написавшего сказку «Цветик – семицветик» (В. Катаев)

-Как называется короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления описывается их признаки или действия. По ним нужно найти отгадку .(загадка)

— Имя автора «Сказки о рыбаке и рыбке» (Александр Пушкин)

— Как называется точка наивысшего напряжения в развитии событий в художественном произведении? (Кульминация)

— Как называется приём в литературе, построенный на сопоставлении предмета с другим по общим признаком. (Сравнение)

Прочитайте слово АКЗАКС – (а теперь прочитайте слово с конца) (сказка)

— А что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

— Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки? (народные и авторские, по содержанию-волшебные, бытовые, о животных)

3. Работа по теме урока.

— Сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказок. Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию (стр. 80 в учебнике).

— Предположите, о чём мы сегодня будем читать.

— Итак, вы высказали своё предположение.

— На нашем уроке встретятся и другие герои.

— Прочитайте слова: трудолюбивая, внимательная, равнодушные, что общего? (обозначающие признаки)

— Прочитайте слова: мать, дочка, сёстры. Что обозначают данные слова? (обозначающие предметы)

— Составьте пары, используя слова из двух вопросов (трудолюбивая мать, внимательная дочка, равнодушные сёстры)

— Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое мы будем читать на уроке.

— Давайте представим, что мы с вами художники-оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки. Что должно быть на обложке книги?

— Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказку)

— Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора)

— Так определите название сказки и её автора.

— А как вы догадались?

— Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать? («Три сестры»)

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. Опыт предков создаёт сказочных героев. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает одну из трех дорог

Дополните предложения, какая нам предстоит работа на уроке

Познакомиться… (с произведением)

Охарактеризовать… (главных героев)

Определить… (главную мысль)

Это и будут цели на этот урок.

Сказки учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Они учат мудрости жизни. Чтение сказок обогащает нас знанием жизни родного языка. Читать сказки – значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

— Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова.

— Послушаем сказку в исполнении неизвестного автора. Прилагается видео

— Оправдалось ли ваше предположение?

— Кто понравился в сказке?

— Почему эту историю можно назвать сказкой?

— Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.

Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условности, о которых мы сегодня поговорим.

— Но перед такой важной работой наберёмся сил.

Ответьте на вопросы:

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

— Какими были девочки, когда были маленькими?

— Найдите и прочитайте описание сестёр.

— Что произошло через несколько лет?

— Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (картинка главных героев: мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь)

— С какой просьбой обратилась мать?

— Прочитайте, что ответила старшая дочь?

— Почему она так поступила?

— Найдите слова в сказке, которые рассказывают о том, как ответила на просьбу матери средняя дочь.

— Чем её «наградила» белка?

— Подберите слова, характеризующие младшую дочку.

— Почему младшая дочь превратилась в пчёлку?

— Какие слова белочки являются самыми важными, прочитайте.

— Предложите вопросы, которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной сказки.

— Справедливо ли поступили со старшими дочерями?

— А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

— К сожалению, это так. То, что девочки выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые, а другие чёрствые и эгоистичные.

Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим условностям, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорим. Доброе отношение к людям, матери, всегда волновали людей, независимости от национальности.

— К нашему уроку я подобрала пословицы

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

При солнышке светло, при матери добро.

— Предлагаю вам план сказки.

— А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям

— Глядя на план, скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить?

— Обсудите с родителями, слова какого персонажа являются самыми важными и прочитайте с нужной интонацией?

— Теперь проверим, выполнили ли вы цели работы, намеченные в начале урока.

— Урок хочется закончить слова пословицы: Сказка ложь, да в ней намёк……

— А я скажу вам: спасибо ребята за урок.

Источник

Конспект урока по литературному чтению «Три дочери»

Конспект урока по литературному чтению

«Три дочери» (татарская народная сказка)

2 класс МБОУ ООШ №2 г.Нерчинска

студентки 6 курса 613 группы

Урываевой Нины Валерьевны

Дата проведения «__»__________

План-конспект урока по литературному чтению во 2 А классе

Читайте также:  У каждого свой музыкальный инструмент эстонская народная песня ноты

Тема: «Три сестры» (татарская народная сказка)

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока : познакомиться с татарской народной сказкой «Три сестры» сравнить персонажей различных сказок, сделать вывод о главной мысли сказки.

-научить воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

— способствовать формированию умения читать по ролям; содействовать формированию умений воспроизводить отдельные сюжеты, находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос

Планируемые результаты образования:

Предметные :Объясняют значения устойчивых выражений; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Формируют умение устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом, проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения;, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учебную деятельность, проявляют творческие способности, высказывают свое мнение лаконично и убедительно, умеют его обосновывать.

Познавательные : формируют и развивают читательскую деятельность, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно – следственные связи; сравнивают сказки разных народов, отличают виды сказок, составляют характеристику по образу героя.

Образовательные ресурсы: учебник по литературному чтению,карточки с заданиями

1. Организационный момент.

Деление на группы(3)

сравнение олицетворение эпитет

Карточки с литературными приемами:

-Душа поет, река играет

-Звезда с звездою говорит

-Спит земля в сиянье голубом

-Отговорила роща золотая

-колокольчики мои, цветики степные

-Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя

-нахмурился, словно туча

-Березы стоят, как большие свечки

-зимой лед точно зеркало

Девушка невиданной красоты

сквозь волнистые туманы

-звучал яркий голос

-«Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего звали Иванушкой- дурачком. Посеял раз старик пшеницу, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.»(сивка-бурка)

-Докажите, что это сказки(зачин, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, птицы и звери разговаривают, магические числа)

— Давайте с вами вспомним: какие бывают сказки? (авторские и народные)

— На какие виды делятся народные сказки?

( Волшебные, бытовые, о животных )

А теперь давайте остановимся на сказке «айога», какой главный смысл?

Помогать маме, беречь и заботиться о ней.

Послушайте притчу о маме

За день до рождения

Ребенок спросил у бога:

-Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой.

Он будет охранять тебя от всех бед.

Ты будешь называть его «мама»

3.Постановка целей урока

А теперь отгадайте загадку

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя младшая …………. сестренка

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой

«Три дочери». Дочери одной матери – это сестренки.

-Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?

Вступительная беседа о татарском народе. Татары – народ, составляющий основное население Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в 13-15 вв. Чингисхан был правителем. Татары имели свою письменность и школы. В РК тоже встречаются люди татарской национальности, т.к наша республика многонациональная Интересное и богатое устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь.

Постановка учебной задачи.

— доказать, что данное произведение является действительно сказка;

— охарактеризовать главных героев,

— выделить главный смысл сказки.

4.Изучение нового материала.

— Перед чтением сказки давайте проведем дыхательную гимнастику.

Встали: 1) 1,2,3,4,5 – вдох, 1, 2,3,4,5 – выдох

2) 1,2,3 – вдох, 1,2,3 – задержите дыхание, 1,2,3 – выдох

3) 1,2,3,4,5 – вдох, выдох порциями, как будто задуваете свечу

4) глубокий вдох, выдох

А) чтение учителем до слов: «Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили….»

-А как бы вы поступили на месте дочерей?

Б)Чтение учениками до слов: «и вторая дочь превратилась в паучиху…»

-Неужели и третья дочь не поспешит к матери?

Первичное восприятие текста.

— Понравилась ли вам сказка? Какой сказочный персонаж вам понравился больше и почему?

— Почему вы так считаете?(бытовая с элементами волшебства)

Учитель: в сказке вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними. Попробуйте сами по группам

тяжко заболела – тяжело-1 гр.

холст – льняная ткань из толстой пряжи.-прочитайте стр.155

. 5 Работа по содержанию текста.

— Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

— Почему все любили младшую дочь долгие годы? Как понимаете «золотая душа»

— Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

Справедливо ли поступила белочка? В кого она превратила дочерей?

Давайте докажем, что это сказка. Зачин «Жили –были….», число три, троекратный повтор, Конец сказки: зло наказано, а добро вознаграждено.

Прием «Тонкие и толстые вопросы» каждой группе даю задание

Толстые вопросы- это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Дайте объяснение почему…

Почему вы так считаете…..

Предположите, что будет…

Физкультминутка: Белки скачут

Да на тоненький сучок.

Раз – согнулись, разогнулись,

Два – прогнулись, потянулись.

Три – в ладоши три хлопка,

6.Первичное закрепление изученного.

Попробуем охарактеризовать каждую дочь

-Какая работа поможет лучше представить образ каждой сестры?(синквейн)

, Старшая сестра Средняя сестра

2.Неблагодарная глупая 2.Бессердечная,бездушная

4.Осуждаем за равнодушие 4. Осуждаем за равнодушие

4.Любим за сердечность

Как сестра на анг.яз,каз.яз?

— Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?

— Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили?

-Всегда ли вы окликаетесь на просьбы мамы?

— За что были наказаны старшие дочери?

Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

Как любовь на анг.яз,каз.яз?

1 группа «Собери пословицу»(на доске вывесить), объясни смысл.

«При солнышке- тепло, при матери- добро»

2 группа-работа с иллюстрацией в учебнике (найти соответствующие строчки к иллюстрации)

3 группа-какой представляете маму? Выберите слова

А сейчас на минутку закройте глаза и представьте свою маму(музыка)

-Мама…ты слышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

-чудесные слова о маме вы написали в своем ЭССЕ «За что я люблю свою маму»(зачитать)Спасибо за теплоту и любовь

Сценка «Самая красивая»(В.А.Сухомлинский)

Автор, люди. Девочка

Маленькая девочка с мамой пошли в магазин. Засмотревшись на игрушки, она потерялась в толпе и заплакала.

Люди окружили девочку и спрашивают:

Люди улыбнулись и снова спрашивают:

Расскажи, какая твоя мама?

-Моя мама… самая красивая…

-Какие глаза у твоей мамы:

-глаза у нее…самые добрые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

-Ну скажи какие у нее руки?

-Руки у нее самые ласковые.

Читайте также:  Расширенные вены на руках лечение народными средствами

И объявили по радио «Потерялась девочка. Ее мама самая красивая,у нее самые добрые глаза и самые ласковые руки»

И мама сразу нашлась.

-Все узнали свою маму?

Какие возникают ассоциации, когда вы слышите слово «мама»?

Составление ромашковой поляны для наших мама.

(На лепестках ромашек написать ласковые слова для мамы. Приклеить получившиеся ромашки на подготовленное поле.

8. Итог урока. Рефлексия

Вывод: Таким образом, мы видим, что сказка хоть и татарская, но во многом похожа на наши народные сказки, и не только по общим сказочным условностям, но и по общим проблемам. Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были. Вот почему сказки разных народов были близки и по теме, и по главным нравственным проблемам.

Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.

Закончите предложение, выбрав понравившееся вам начало.

Источник

Кто написал сказку три дочери. Татарская народная сказка «Три дочери». Главные герои сказки «Три дочери» и их характеристика

Татарская народная сказка «Три дочери»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Три дочери» и их характеристика

Чему учит сказка «Три дочери»
Эта сказка учит любить и уважать своих родителей. Учит помогать им и заботиться о них в старости. Учит не быть эгоистами, учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что добро вознаграждается и зло наказывается.

Пословицы к сказке «Три дочери»
Материнское сердце в детках.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Нет роднее дружка, чем родимая матушка.
Пчелки без матки, пропащие детки.
Какова мать, такова и дочь.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Три дочери»

Ход урока

I. Организационная часть

Психологический настрой учащихся на восприятие сказки “Три дочери”.

На дворе весна. Солнышко улыбается. Вот его лучики доходят до нас и словно говорят: “Доброе утро, ребята!”. Давайте мы тоже всем скажем “Доброе утро!”, улыбнемся друг другу и примемся за работу.

II. Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как мы выполнили домашнюю работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание?

– Кто порадует нас своим чтением?

1. Чтение отрывка нанайской сказки “Айога” – разговора матери и дочки, матери и соседской дочери (стр.299, 300).

2. Орфографическое чтение пословицы с доски:

Личиком белёнек, да душой черненек.

– С кем из героев этой сказки можно соотнести данную пословицу?

– Почему? (в душе – черствый, равнодушный, не отзывчивый – “черная душа”)

– Чему учит нас эта сказка?

3. Обобщение. Оценки за выполнение домашней работы.

III. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика – проведем “зарядку для язычка”.

2. Внимательно слушаем и дружно проговариваем чистоговорку:

Че-че-че – черепаха и пчела.
Ча-ча-ча – паучата и бельчата.
Чу-чу-чу – чудо, чудный, чудеса.
Чи-чи-чи – говорим мы чисто, чисто.

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые слова из чистоговорки встретятся в новом произведении. О каких словах из чистоговорки вам хотелось бы прочитать”.

3. Словарная работа (на доске)

Холст – льняная (полученная изо льна – растения) грубая ткань.

Ярмарка – большая торговля разными товарами (продукты питания, одежда, обувь) с играми, шутками, песнями.

Ребята, послушайте стихотворение, где описывается, как в старину проходили ярмарки:

Пляски, веселье и угощенье!
Весёлые гармошки, балалайки да матрёшки!
Скорее, скорей, честной народ!
Задорная ярмарка зовёт!

Повторное орфографическое чтение слов с доски.

4. Офтальмопауза. Релаксация.

Упражнение для пальчиков “Кормим птичек”, “пары”, “домик”.

IV. Работа над новым материалом

– Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь? (выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери? (выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми? (выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– В кого превратилась младшая дочь?

– Когда это произошло?

– Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась именно в пчелку?

– Чему учит это произведение?

6. Работа над пословицами.

На карточках написаны пословицы: начало на одной карточке, а конец – на другой.

Ваша задача: соединить карточки так, чтобы получились верные пословицы.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей, как земля людей.

Хоровое орфографическое чтение пословиц. Выразительное чтение пословиц.

– Какая тема объединяет все эти пословицы?

V. Физминутка

Вы читали, отвечали,
И, наверное, устали?
Тогда быстро, быстро встали,
Дружно вытянули шеи,
И как гуси зашипели ш-ш-ш,
Пошипели, засвистели с-с-с,
И как птички полетели,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу,
Полетали, полетали,
И за тучкою пропали.

VI. Игровая пауза – логические цепочки

По предметным картинкам (даны на доске) составить пары.

Таз – черепаха.
Паук – холст.
Пчела – улей.
Шишка – белка.

Найдите “лишнюю” пару. Почему вы выбрали эту пару?

VII. Подведение итогов

– К какому виду сказок относится сказка “Три дочери”?

Сопоставление татарской народной сказки с русскими народными сказками.

В русских народных сказках часто соблюдается принцип троекратного повторения:

три сына, три чуда, три превращения.

– Соблюдается ли принцип троекратного повторения в татарской народной сказке?

– Что узнали о жизни, быте татарского народа из этой сказки?

– В нашей сказке младшая дочь месила тесто. Какие традиционные блюда татарской

кухни она могла приготовить из теста?

– Чему мы учились на уроке?

– Какое задание вам понравилось больше всего, запомнилось?

– Что было самым трудным? А что показалось неинтересным?

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся показывают карточками “” или “”.

Оценки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание

Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа ; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Читайте также:  Оформление в народном стиле места на ярмарке

Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение?

пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.

(Дети садятся на стульчики.)

Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос :

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Татарская народная сказка «Три дочери »

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар.

Воспитатель задает вопросы детям :

Кто из героев больше всего понравился? Почему?

Как наградила белочка младшую дочь?

Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?

Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова :

Пять детей у Тимберая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.

(После игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.

Публикации по теме:

Тема занятия: «Дружбой надо дорожить». Программное содержание: Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой. Стихотворение Л. Поповской «В зимнем лесу» ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ПОПОВСКОЙ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Рукавичка» Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой сказки «Рукавичка». Цели: Закрепить умение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Путешествие в мир сказок» Программное содержание: продолжить работу по формированию интереса к сказкам. Учить узнавать сказки по отдельным фрагментам из них; вызвать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

«К. И. Чуковский «Айболит». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: К. И. Чуковский «Айболит» Цель: продолжать.

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Конспект занятия в перовой младшей группе по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок» Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание.

Библиотека изображений:

Таласский район, г. Каратау

средняя школа имени М. Ауэзова.

Учитель начальных классов

Маркечко Полина Васильевна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери».

Цель: познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери»

Задачи: учить слушать и понимать прочитанное произведение, отвечать на вопросы к тексту, анализировать и делать выводы;

воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство долга перед матерью, умение приходить на помощь по первой просьбе.

Ожидаемый результат: ученики проанализируют поведение трёх дочерей, сделают выводы, определят основную идею сказки.

Оборудование к уроку: презентация со слайдами, листы ватмана и маркеры для групповой работы, на доске – эссе с портретами мам учащихся, жетоны для оценивания.

1. Психологический настрой на урок (слайд 2)

Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

Если вы любите шоколад, оближите губы

Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте внимательны и активны. За хорошие и правильные ответы вы будете получать звёздочки, что поможет вам узнать о своей активности на уроке. Желаю всем удачи.

2. Актуализация опорных знаний: «Узнай сказку» (слайд 3).

Предложить посмотреть отрывок из сказки «Айога». Назвать героев сказки.

Инсценировка отрывка из сказки учащимися под звуки нанайского народа (слайд 4).

Вспоминаем (слайд 5):

Чем закончилась сказка? Почему у сказки такой конец?

Чему учит нас эта сказка?

Какие пословицы о маме вы знаете? (Домашнее задание).

3. Сообщение темы урока (слайд 6).

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

4. Первичное восприятие сказки – прослушать аудиозапись (слайд 7).

(Дети слушают сказку и следят по книге).

Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

Кого вам стало жалко? Почему?

Что бы вы сделали на месте белочки?

Как бы вы поступили? Или вы не стали бы ничего делать? Почему?

6. Чтение сказки учащимися (жужжащее чтение).

7. Анализ сказки по вопросам (слайд 10).

Легко ли женщине было растить своих дочерей? Найдите в сказке строчки, где об этом говорится, и прочитайте.

Чем сёстры похожи, а чем отличаются друг от друга?

Как вы понимаете такие выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну».

Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полёт у них быстрый, стремительный. Дочери, как ласточки, трудились целый день без устали, работали быстро, весело, всё умели делать.

На какую дочь вы бы хотели быть похожими? Почему?

Уважительными был причины у старшей и средней дочери, чтобы не пойти к больной матери?

Чему учит сюжет этой сказки?

8. Работа в группах (слайд 11).

Составьте портреты трёх дочерей, расскажите о них.

Динамическая пауза (музыкальная разминка).

Презентация работ группами.

Рефлексия (слайд 12).

Упражнение «Добрые слова»

Напишите на сердечках три ласковых слова, которые вы бы сказали маме.

12. Оценивание (слайд 13).

Источник

Правильные рекомендации