Три дочери татарская народная сказка нарисовать

Презентация татарской народной сказки «Три дочери»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Татарская народная сказка «Три дочери» учит любить и уважать своих родителей, помогать им и заботиться о них в старости.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку: — Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.

— Почистить два таза? — рассердилась белочка.— Так будь же ты с ними вовек неразлучна! И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой.

Постучала белочка ко второй дочери.

— Ой! — отвечала та.— Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней.

Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

— Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя,— сказала ей белочка,— и люди будут беречь и любить тебя и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку. Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется — ест только мед и сахар.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственно и физически, создают определенный духовный настрой, интер.

Программное содержание:- Приобщать к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с татарской народной сказкой и музыкой.- Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способност.

Презентация «Татарские народные музыкальные инструменты».

Сценарий татарской народной сказки «Три дочери&quot.

Программное содержание:- Приобщать к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с татарской народной сказкой и музыкой.- Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способност.

Материал для использования как наглядное пособие при изучении татарского орнамента. Образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонк.

Театрализованная постановка татарской народной сказки «Три дочери» с детьми старшей группы.

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Познакомить детей с татарским народным творчеством.

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа.

Материал.Панно плоскостного изображения: дома, деревья, мать, три дочери, белочка.Игрушки: таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки: пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.

Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными, мордовскими, нанайскими сказками. Рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов по сказкам. Разбор, рисование сказок с детьми, раскрашивание раскрасок по сказкам.

Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение?

пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.

(Дети садятся на стульчики.)

Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение,тогда у меня к вам вопрос:

скажите, пожалуйста, вы любите сказки?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказкии рассматривают помещенные на доске: дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей.)

Татарская народная сказка «Три дочери»

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Читайте также:  Русские народные наряды для девушек рисунки

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

— Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь!- сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар.

Воспитатель задает вопросы детям:

-Понравилась ли сказка? Чем? Почему?

-О ком эта сказка? А еще о ком?

-Кто из героев больше всего понравился? Почему?

-Что было вначале сказки?

-Как любила мать своих дочерей?

-За что наказала белочка старших дочерей?

-Как можно сказать о них?

-Как наградила белочка младшую дочь?

-Какими словами можно сказать о ней?

-Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?

— Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова:

Пять детей у Тимберая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.

(После игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки.

Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей, белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки, которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.

Воспитатель. Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку, ваши высказывания и рассуждения. За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки.

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери», встретились со сказочными героями. Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными, добрыми книгами.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей младшей группы Тема занятия: «Дружбой надо дорожить». Программное содержание: • Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой. Стихотворение Л. Поповской «В зимнем лесу» ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ПОПОВСКОЙ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Рукавичка» Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой сказки «Рукавичка». Цели: Закрепить умение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Путешествие в мир сказок» Программное содержание: продолжить работу по формированию интереса к сказкам. Учить узнавать сказки по отдельным фрагментам из них; вызвать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

«К. И. Чуковский «Айболит». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: К. И. Чуковский «Айболит» Цель: продолжать.

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Конспект занятия в перовой младшей группе по развитию речи и ознакомление с художественной литературой. Автор: Губанова Татьяна Николаевна.

Читайте также:  Ноты для фортепиано сборник народных песен

Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок» Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание.

Источник

Татарская народная сказка «Три дочери».

Тема. Татарская народная сказка «Три дочери».

-Познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери»

-Формирование представлений учащихся о сходстве и особенностях национальных фольклорных представлений;

— Формирование представлений учащихся об общих для всех народов нравственных ценностях: доброте, отзывчивости и трудолюбии;

-Развивать навыки выразительного чтения;

-Развивать связную, правильную речь детей;

-Развивать память, мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в тексте, умение анализировать, умение общаться, высказывать и отстаивать свое мнение;

-Развивать умение работать в должном темпе

-Воспитывать чувство уважения и любви к матери;

Анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

— К чему призывает нас это стихотворение?

— Как вы думаете, а когда придет мудрое время, о котором говориться в стихотворении?

Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как вы выполнили домашнюю работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание?

– Кто порадует нас своим рассказом от лица детей,…мамы.

– Чему научила вас эта сказка?

1. Артикуляционная гимнастика – проведем “зарядку для язычка”.

2. Внимательно слушаем и дружно проговариваем чистоговорку:

Че-че-че – черепаха и пчела.
Ча-ча-ча – паучата и бельчата.
Чу-чу-чу – чудо, чудный, чудеса.
Чи-чи-чи – говорим мы чисто, чисто.

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые слова из чистоговорки встретятся в новом произведении. О каких словах из чистоговорки вам хотелось бы прочитать”.

Постановка цели урока.

-Какое первое слово обычно произносит каждый ребенок, который только что начал говорить?

-Какое слово у людей всех национальностей самое теплое, самое родное, самое нежное?

-Конечно это слово – МАМА.

-Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? (МАМУ)

-А почему? Потому, что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует вам. Мама все сделает для вас. Всегда мамы заботятся о своих детях, переживают, волнуются, учат нас доброму и хорошему. Много рассказов, сказок, стихов написано о маме.

— Ребята, а вы любите сказки? Наверное, вам хотелось побывать в сказке, встретиться со сказочными героями, вместе с ними отправиться в волшебную страну?

— Сегодня к нам пришли герои одной сказки. Кто они?

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. ( Ласточка )

Кто по ёлкам ловко скачет

Кто в дупле орешки прячет,

Живёт спокойно- не спешит,

На всякий случай носит щит.

Сядет и добычу ждёт ( паук)

Вы послушайте, ребята, какую мы вам сказку сказывать будем…

— А сказка называется: ИРТ РЕЧОДИ.

Словарная работа ( на доске)

бы стр ый, др ужок, ра сс е рд илась.

Холст – льняная (полученная изо льна – растения) грубая ткань.

Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели.

Работа над новым материалом.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. (дети слушают.

Проверка первичного восприятия.

– Понравилась ли вам сказка? Какие у вас чувства после её прочтения?

— Почему эту историю можно назвать сказкой? (Потому, что здесь есть волшебная белочка, которая превратила двух дочерей в черепаху и паучиху. Потому, что построена эта сказка так же, как и другие сказки: в ней тоже есть сказочные условности).

-Какие же? Давайте их отметим.

Повторное чтение сказки учащимися (ребята в процессе чтения отмечают для всех сказок традиционные условности)

1 Начало сказки: «Жила-была женщина…»

2 Традиционное сказочное число три (три дочери)

Читайте также:  Песни русские народные грустные тексты

3 Трехчастная композиция сказки: 3 раза белочка приходила к дочерям с вестью о болезни матери

4 Похожий конец сказки: зло наказано, а добро награждено

Вы читали, отвечали,

Тогда быстро, быстро встали,

Дружно вытянули шеи,

И как гуси зашипели ш-ш-ш,

Пошипели, засвистели с-с-с,

И как птички полетели,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу,

И за тучкою пропали.

Работа над идейным содержанием произведения.

— Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?

-Если из сказки убрать волшебный элемент-белочку, в остальном эта история похожа на правду? В чем? (Да похожа. В ней говориться о любви матери к своим детям)

— Мать своим трудом и заботой вырастила своих дочерей, сделала их счастливыми

— И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. Ведь в жизни тоже так: одни люди- добрые и отзывчивые, другие- черствые и эгоистичные

-А как вы думаете, могли старшие дочери помочь своей матери?

— А хотели они ей помочь? (Они могли, но не хотели. Они были заняты своим благополучием).

-За что наказаны старшие дочери? ( Дочери заботились только о себе, они не любили свою мать, они оказались неблагодарными ).

-А как вы думаете, почему младшая дочь ничего не ответила белочке? ( Она не стала тратить время на разные разговоры, хотела быстрее оказаться рядом с матерью, помочь ей. Младшая дочь любила свою мать, она была добра и отзывчива).

— А в жизни так бывает? Эта история похожа на правду? ( Если убрать волшебные элементы, то, конечно же, бывает. Эта история взята из жизни.

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь? (выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери? (выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми? (выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– Чему учит это произведение?

Работа с пословицами.

У детей карточки на столах.

— Соедините начало пословицы с продолжением.

При солнышке тепло, чем родная матушка

Мать кормит детей а у матери – сердце

Нет лучше дружка а при матери добро

У детины заболеет пальчик как земля людей

При солнышке тепло, а при матери добро.

Мать кормит детей как земля людей.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

У детины заболеет пальчик, а у матери – сердце.

— Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашей сказке? Почему?

-С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

— К какому виду сказок относится сказка “Три дочери”?

— Чему учит эта сказка?

-Сказка учит доброте и отзывчивости. Она учит быть добрыми и благодарными прежде всего к своим близким людям, особенно к маме.

Мама- это святое, и сказка учит заботе о самом дорогом и близком нам человеке, никогда ее не забывать и в трудную минуту быть рядом.

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.

— Чем похожи две последние прочитанные сказки?

Таким образом, мы видим, что сказка хоть и татарская, но во многом похожа на наши народные сказки, и не только по общим сказочным условностям, но и по общим проблемам. Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были. Вот почему сказки разных народов были близки и по теме, и по главным нравственным проблемам.

-Как вы думаете, правильно ли поступила белочка? Почему вы так считаете?

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся показывают карточками “ ” или “ ”.

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Оценки за работу на уроке.

Выразительное чтение сказки. По рядам дать описание дочерей.

Источник

Правильные рекомендации