Царевна лягушка поэтика волшебной сказки народная мораль в сказке

Конспект урока по русской литературе на тему «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Животные-помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе на тему «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Животные-помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы».»

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Животные-помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы.

Цель: научить делить героев на положительных и отрицательных; объяснить роль животных в сказке; работать над связной речью учащихся.

I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
Беседа
— Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12—13).
— Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26.)
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
— Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор. ».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета. » Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
— Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир. » — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника).

Литература и изобразительное искусство
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

III. Самостоятельная работа
— Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам.

Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.

Домашнее задание
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».

Источник

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы».

Цель урока:

Расширить знания учащихся о русских народных сказках и значении их в устном народном творчестве

Задачи:

обучающие:

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы».»

Конспект урока по литературе в 6 классе.

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы».

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Расширить знания учащихся о русских народных сказках и значении их в устном народном творчестве

познакомить учащихся с понятием «волшебная сказка»;

выявление основной идеи сказки;

применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;

умение оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения;

формирование навыка работы с иллюстрациями;

совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.

развивать речь учащихся; ввести термины: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться и др.

активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

развивать коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;

воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;

развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск; учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

1.Орг.момент. «Минута доброты».

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

ІІ. Артикуляционная разминка.

Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

Шел Прокоп, кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

1.Кого унесли гуси из сказки «Гуси лебеди»?

а) сестричку б) братика в) ежа г) бабу-ягу

2.Кто разбил золотое яичко?

а) мышка б) дед в) бабка г) кот

3.Какой герой встретился колобку на пути?

а)лиса б) баран в) медведь г) заяц

4.Какая избушка была у зайца?

а) деревянная б) ледяная в) лубяная г) водяная

5.Как звали маленького медведя из сказки «Три медведя»?

а) Мишенька б) Мишутка в) Топтышка

6.Сколько персонажей в сказке «Теремок»?

7.Что принесла бабушке Красная Шапочка?

а) пирожки б) конфеты в) горшочек с маслом г) цветы

8.Кем стал Иванушка, испив водицы?

а) поросёнком б) козлёнком в) оленёнком г) Сивкой Буркой

ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

Читайте также:  Проблема народного счастья в творчестве некрасова

1. Слово учителя с элементами беседы по теме «Русские народные сказки» (можно использовать материал статьи учебника).

— Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

Что называется сказкой?

Сказка – это жанр эпоса фантастического характера, имеющий зачин, противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

– Как доказать, что данное произведение является сказкой?
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

— Каковы свойства и виды сказок?
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора,

особые речевые обороты.

– По какому признаку можно поделить сказки?
По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

— Перечислите признаки волшебной сказки.
Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.

— Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

-Почему Иван-царевич лягушку в жены взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?

У:— Ребята, а вы как думаете?

Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.

Чтение первой части.

Какое первое задание царя невесткам?

Невестка – жена сына

— Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами» (запись пословицы в тетради).

Чтение второй части.

Каково второе задание царя невесткам?

— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
— Легко ли своими руками со­ткать ковер?

— Почему важно умение жены рукодельничать?

Рукодельничать – заниматься рукоделием

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме, но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

Утварь – предметы, принадлежности какого – нибудь обихода

У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена
уменьем».
Как вы ее понимаете?

Пава –самка павлина

— Как описана райская красота работы Василисы Премудрой? (зачитывают)

Чтение третьей части.

Как вы понимаете слова: «А сама-то величава, выступает буд­то пава».

— Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?

Вывод: В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутрен­нее достоинство, и. скромность.

Пошли танцевать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

О чем говорит такое поведение невесток?

(Об их глупости и завистливости)

— Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют
поведение и поступки других?

Выводы: во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, по­рой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совер­шает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.

Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана?

(Сжег лягушечью кожу)

-Какие это слова? (Слова близкие по значению. Это синонимы).

Какие мудрые слова сказал ему старичок?

(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)

Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?

(Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)

— Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?

А кто такая баба-яга?

Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть.

Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.

Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?

(Работа в группе. Дети работают с карточкой-помощницей).

(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы несправиться без зверей-помощников).

Почему звери помогали Ивану-царевичу?

(Он их пожалел, и они его пожалели)

Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

— Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят» (запись в тетради пословицы).

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.

Источник

Царевна лягушка поэтика волшебной сказки народная мораль в сказке

УРОК 4
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Основное содержание урока.
Повторение сведений о сказках. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Основные виды деятельности учащихся.
Актуализация полученных в начальной школе представлений о сказках. Чтение статьи учебника «Русские народные сказки». Выделение в ней жанровых особенностей сказок. Групповая работа с иллюстративным материалом из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором» по общему плану. Чтение статьи учебника «Жанры народных сказок», толкование структурных элементов сказок. Восприятие и выразительное чтение сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
Самостоятельная работа. Письменное выполнение задания из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; самостоятельное чтение сказки «Царевна-лягушка» (до конца) и составление её плана; художественный пересказ одного из эпизодов сказки. Работа с иллюстративным материалом к сказке по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим. ». Подбор материалов на тему «Художники — иллюстраторы сказок» с использованием интернет-ресурсов, подготовка к выполнению коллективного учебного проекта.
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники — иллюстраторы сказок».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Повторение сведений о сказках

Вступительная беседа (актуализирует представления пятиклассников о сказках, сформированные в начальной школе):

Назовите ваши любимые сказки. Чем они вам нравятся? Перескажите кратко интересные эпизоды прочитанных вами сказок.

Кто является героем сказок? Есть ли у сказки автор? Кто он?

Чем похожи и чем отличаются события, изображённые в сказках, от реальной жизни?

Чем обычно заканчиваются народные сказки?

В чём необычность языка сказок?

II. Чтение статьи учебника «Русские народные сказки»
и выделение в ней характерных особенностей сказок (см. статью ниже):

в сказке есть фантастические и неправдоподобные элементы;

в сказке действуют и говорят не только люди, но и животные;

образы и сюжеты сказок вошли в пословицы;

сказки воссоздают старый быт;

народные сказки не знают непоправимых несчастий, у них всегда счастливый конец;

в сказках отражаются народные представления о нравственности и красоте.

III. Работа с иллюстративным материалом
в разделе учебника «Продолжаем знакомство с фольклором»
(см. раздел ниже) в группах

Г р у п п а 1.
«Морозко».

Г р у п п а 2.
«Кот, петух и лиса».

Г р у п п а 3.
«Гуси-лебеди».

Г р у п п а 4.
«По щучьему велению».

Общий план работы с материалами учебника:

1. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Назовите автора иллюстрации.
2. Прочитайте отрывок из сказки.
3. Вспомните название сказки.
4. Перескажите кратко её финал.
5. Дайте краткий ответ на вопрос, как в сказке отразились народные представления о нравственности и красоте.

IV. Чтение статьи учебника «Жанры народных сказок» (см. статью ниже):

Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных/

Знакомство с понятиями постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

V. Чтение сказки «Царевна-лягушка» с начала до слов «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно», поиск незнакомых слов и определение их значения.

VI. Обобщающая беседа:

Что нового вы узнали о сказках?

Назовите жанры народных сказок. Чем они различаются? Приведите примеры.

Понравилось ли вам начало сказки о царевне-лягушке? К какому жанру относится сказка «Царевна-лягушка»?

Домашнее задание

Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца, составить её план, выполнить задание 3 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои» или подготовить художественный пересказ одного из эпизодов сказки:

• Поиски невест.
• Выполнение царских заданий.
• На царском пиру.
• Иван-царевич ищет царевну-лягушку.
• У Бабы-яги.
• Помощники Ивана-царевича.

Читайте также:  Положение о народном университете

Групповое задание.

С помощью учителя и родителей подобрать в Интернете иллюстративные материалы на тему «Художники — иллюстраторы сказок» (подготовка к выполнению коллективного проекта), распределить задания в группе по подготовке проекта.

Индивидуальное задание.
Рассмотреть иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка» из практикума «Читаем, думаем, спорим. » и ответить на вопросы к сказке.
УРОК 5
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ И ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Основное содержание урока
Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Сказка в актёрском исполнении. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев.

Основные виды деятельности:
Различные виды пересказа фрагментов сказки, чтение эпизодов сказки по ролям, устное рецензирование чтения и пересказов одноклассников. Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов: Василисы Премудрой, Ивана-царевича, животных-помощников, Бабы-яги и Кощея Бессмертного (по группам). Прослушивание материалов фонохрестоматии и рецензирование актёрского чтения. Чтение и обсуждение статьи учебника «Герои народных сказок в оценке писателей». Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на проблемный вопрос.
Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.
Самостоятельная работа. Устное выполнение заданий из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; подготовка к сказыванию сказки с использованием сказочных композиционных элементов; устные рассказы о главных героях сказки (по выбору); создание иллюстраций к сказке, подготовка к их презентации, устные рассказы о понравившихся иллюстрациях к сказкам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Пересказ фрагментов сказки, чтение эпизодов сказки по ролям, рецензирование чтения и пересказов одноклассников.

Беседа о героях начнётся с ответа на вопрос 2 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои». Эту работу можно организовать в группах.

I. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств.
Сказка в актёрском исполнении

Г р у п п а 1. Василиса Премудрая.

Как выглядела царевна-лягушка?

Найдите в сказке описания её внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте?

Как Василиса Премудрая выполняла царские задания?

Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковёр.

Почему у неё результаты работы оказывались выше, чем у жён других царевичей?

Как выглядела и вела себя Василиса Премудрая на пиру у царя? Почему она всё время хотела помочь Ивану-царевичу?

Используя материалы фонохрестоматии, послушайте, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаются в чтении?

II. Иван-царевич как победитель житейских невзгод

Г р у п п а 2. Иван-царевич.

Опишите, что чувствовал Иван-царевич, когда его стрела попала к лягушке.

С каким настроением Иван-царевич получал задания царя для своей жены и как он воспринимал её работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли.

Почему Иван-царевич поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует?

Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере?

Подберите определения, характеризующие героя.

Перескажите один из эпизодов сказки от лица Ивана-царевича, передавая его чувства и настроение.

Почему его путь к Василисе Премудрой был таким долгим и трудным?

III. Животные-помощники.
Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного

Г р у п п а 3. Помощники Ивана-царевича.

С кем встретился Иван-царевич в пути?

Кто помогал ему в поисках жены?

Почему животные помогали Ивану?

Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему?

Перескажите, как животные помогали Ивану победить Кощея.
Постарайтесь передать при этом чувства рассказчика, его отношение к событиям.

IV. Народная мораль в характере и поступках героев

Чтение и обсуждение статьи учебника «Герои народных сказок в оценке писателей».

V. Письменный ответ на вопрос (работа может быть закончена дома):

— Как в характере и поступках героев отразились народные представления о добре и зле (на примере черт характера и поступков одного из героев сказки)?

Домашнее задание

Выполнить устно задания 4 и 5 из раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором».

Выписать из сказки о царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов и подготовиться сказывать сказку с использованием этих композиционных элементов.

Подготовить устные рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче (по выбору).

Индивидуальные или групповые задания.

Создать иллюстрацию к сказке о царевне-лягушке (или к самостоятельно прочитанной сказке)
или принести в класс иллюстрированные издания сказок, подготовив рассказ о понравившихся иллюстрациях.
УРОК 6
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».
ПОЭТИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Основное содержание урока
Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность народных сказок.

Основные виды деятельности учащихся. Чтение, защита и рецензирование домашних письменных работ. Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и сказывание фрагментов произведения с использованием сказочных элементов. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок.
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке.
Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Сопоставление вариантов сказок. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке, рецензирование иллюстраций к сказкам из практикума «Читаем, думаем, спорим. ». Устные и письменные сопоставления иллюстраций разных художников к сказкам.
Самостоятельная работа. Письменное сообщение об особенностях народных сказок; подготовка к чтению по ролям фрагментов сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; работа над коллективным учебным проектом «Мой любимый художник — иллюстратор сказок»; составление викторины по иллюстрациям к сказкам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло

Чтение и обсуждение 2—3 письменных работ на тему
«Как в характере и поступках героев отразились народные представления о добре и зле?» и вступительная беседа:

Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Как в сказке переданы народные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо?

II. Связь сказочных формул с древними мифами.
Изобразительный характер формул волшебной сказки

III. Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и сказывание фрагментов произведения с использованием сказочных элементов.

Из прочитанных самостоятельно сказок приведите примеры зачинов, концовок, присказок. Чем они сходны и чем отличаются?

Подумайте, обязательны ли они в сказках и что исчезнет, если их убрать.

Приведите примеры постоянных эпитетов, троекратных повторений, преувеличений. Какова их роль в сказках?

Найдите в тексте сказки или в самостоятельно прочитанных сказках примеры старинных народных слов и выражений. Какой характер они придают повествованию?

Найдите в сказке примеры музыкального, ритмического повествования.

IV. Фантастика в волшебной сказке

Назовите элементы фантастики в прочитанных вами сказках.

Какие элементы фантастики чаще всего встречаются в сказках?

Животные и неодушевлённые предметы разговаривают и действуют;
героям сказок помогают волшебные предметы;
герои могут выполнить трудную работу за одну ночь, перенестись чудесным образом на далёкие расстояния, побывать на небесах, под землёй и под водой.
Продолжите перечень фантастических событий в сказках.

Почему вера древнего человека в чудеса отразилась в сказках разных стран?

V. Вариативность народных сказок

Выполните задание 4 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои».

Какие ещё варианты других сказок вам известны?

Вспомните похожие сюжеты русских и зарубежных сказок. Чем они отличаются?

Почему в фольклоре существуют варианты одной и той же сказки?

С помощью устного словесного рисования создайте словесный портрет понравившегося вам героя сказки.

Рассмотрите в учебнике иллюстрации к сказке о царевне-лягушке. Назовите их авторов. Какие эпизоды сказки они иллюстрируют?
(Учитель может показать классу и другие иллюстрации к сказкам, найденные в практикуме «Читаем, думаем, спорим. », в художественных альбомах или в Интернете.)

Покажите классу свои иллюстрации к сказкам и объясните, почему вы создали именно такие иллюстрации.

Сравните иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам. Какие из них, по-вашему, наиболее близки к текстам сказок?

Домашнее задание

Подготовить письменное сообщение об особенностях народных сказок.

Прочитать самостоятельно сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» и подготовить чтение по ролям её первой части (три поединка Ивана и чуда-юда).

Индивидуальное или групповое задание.

С помощью родителей создать компьютерную презентацию «Мой любимый художник-иллюстратор сказок» и подготовить рассказ о художнике-иллюстраторе сказок с показом его работ (см. страницу «Иван Яковлевич Билибин – художник-иллюстратор»).

Составить викторину по иллюстрациям к сказкам.

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.

РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу.

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?

Читайте также:  Склероз позвоночника лечение народными средствами

А. С. Пушкин заметил:

Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла сказок.

Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка — хитрецу. Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту.

Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.

В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.

Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.

Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину

1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок.
Назовите эти сказки.
Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).


Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре.
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.


— Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы.
Кот и дрозд, спасите меня.


Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.


Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
— На что ты мне пригодишься. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

2. Прочитайте определение сказки в Кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.

3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?

5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица».

Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба».

Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке, например: «Жил да был крестьянин. », «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. », «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь с царицею. », «В старые годы у одного царя было три сына. », «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были. », «Жил да был царь с царицею. ».

Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».

Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к слушателю («. а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки — напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят.

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

5. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

При подготовке пересказа, или, как мы говорим, cказывания, сказки обратим внимание на зачин, особое напевное его произнесение («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. »), решение царя женить своих детей, беспрекословное повиновение сыновей решению батюшки, наконец, совет, как найти своих невест («Где стрела упадёт, там и сватайтесь», т. е. совет не перечить судьбе, довериться ей).

Очень важны при сказывании повторы: три раза летела стрела, три раза давал задание царь своим невесткам и три раза оценивал их работу.

В сказке передаётся народная мораль: хорошая работа Василисы Премудрой оценивается так, как оценил бы её народ («Вот этот ковёр в моей горнице по большим праздникам стелить!», «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»); царевна-лягушка оберегает своего мужа от горестей и печалей («Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»).

В сказке много старинных народных слов и выражений (хлебы печь, диву дался, испекла к завтрему, узорами мудрёными, никогда таких не видывал, ни в сказке сказать, ни пером описать, кликать мамушек, как мне не кручиниться, молвил, воротился и т. д.), их следует включить в пересказ.

Музыка, стихотворный ритм слышатся в описании труда царевны-лягушки. Прочитайте строки выразительно. Постарайтесь при чтении передать этот ритм.

Взяла она частые решета, мелкие сита,
просеяла муку пшеничную,
замесила тесто белое,
испекла каравай — рыхлый да мягкий,
изукрасила разными узорами мудрёными:
по бокам — города с дворцами, садами да башнями,
сверху — птицы летучие,
снизу — звери рыскучие.

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

Источник

Правильные рекомендации