Цвет в народном искусстве

Символика цвета в русской традиционной культуре

Цвет всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.

КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.

Красно солнышко – дающее жизнь;

Весна-красна – начало жизни;

Лето красное – торжество жизни;

Красна девица – здоровая, полная сил девушка.

В обережной культуре цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни. Это праздничная одежда (праздник – прославление жизни (РА).

В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина).

БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).

Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).

В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого (дополнительно к белью плели кружевные передки на кровать) ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.

СИНИЙ цвет – символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.

Колокольчик – символ приглашения на свидание;

Незабудка – символ расставания с милым другом.

Лен – мужское начало;

Платок еще один символ покровительства мужчины для женщины. Как небо (мужское начало) покрывает землю (женское начало), так и платок (мужчина) оберегает женщину. Именно поэтому для девушки получить в подарок платок – символизировало готовность мужчины к ее защите, а муж подтверждал свое мужское начало, даря жене платок. Обязательным условием было – повязать платок на голову женщине, и если она позволяла это сделать – это символизировало принятие данного мужчины в сердце.

ЧЕРНЫЙ – имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.

Черный глаз – человек желающий зла;

Черный ворон – символ смерти;

Дума черная – плохие мысли.

В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный символизирует землю. Символ плодородия и материнства, что является основой женского предназначения. Черный зигзаг в узоре – символ невспаханного поля (мужского начала или неоплодотворенного женского начала). Черная волна в узоре – вспаханное и готовое к прорастанию зерна (женского начала).

Источник

Категория цвета в народной культуре

Фрагмент традиционного марийского костюма. Школьный музей с. Слудка.

Перенёс свою статью с сайта Летописи.ру. Она представляет собой тезисы для исследования. Может, пригодится как канва для студентов и любознательных школьников. Думаю, будет полезной и для учителей, проводящих занятия по МХК, народной культуре, краеведению. Да и так, наверное, будет интересно для моих постоянных читателей.

Цвет и настроение

Методика «цветописи» в социометрических исследованиях. (А.Н. Лутошкин – «эмоциональный маятник»).
Цветомузыка.

Цвет и его восприятие

Цветовое восприятие у разных этносов разное. У большинства народов особое значение имеет цветовая триада белый/красный/чёрный. В Поволжье больше, чем в других регионах, присутствует зелёный цвет.

Цвет и знаковая система

Ещё в античном театре у разных персонажей были разные цвета.
Цвет издревле является обозначением социальной группы (священники, монахи).
Цвета военных мундиров.
При Петре I: караульные будки, разное цветовое оформление отдельных комнат Зимнего дворца.
Дорожные знаки. Светофоры (красный=стой, жёлтый=жди, зелёный=иди).
Цвета вагонов разного класса.

Цветовая триада в костюме

Детская традиционная одежда – для неё характерны простота и бесцветие.
Чем старше человек, тем больше цвета в его одежде.
Пик – предбрачный период. Алый цвет у женихающихся. Красный цвет – цвет плодовитости.
Традиционные костюмы русских, татар, удмуртов, марийцев: сочетание белого, красного, чёрного, зелёного, реже синего цветов.
В зрелом возрасте цвет в одежде идёт на снижение. Саван. Белое и чёрное.

Цвет, как изобразительное средство

Одно из основных изобразительных средств живописи.
Декоративно-прикладное искусство. Любая вещь включается в знаковую систему. Ковши-утки. Крашеная деревянная посуда. Вещь должна быть «одетой». Если изделие не раскрашено, то это ещё просто заготовка.
Крашеная кукла. Матрёшка. Дымковская игрушка.

Цветовые эпитеты в языке

Обрядовые тексты: цвета в них мало (хотя в самих обрядах – в обрядовых костюмах, вещах цвета много).
Древнерусская литература. Светоносность, свет вместо цвета. Крайне редкое употребление понятий цвета в языке. В основном цветовые прилагательные, привязанные к конкретным понятиям.
Взрыв цветовых обозначений в русском языке наблюдается в конце XVII – начале XVIII веков. Увеличилось в 10 раз за счёт иностранных и относительных обозначений (оранжевый – от orange = апельсиновый; салатный, кирпичный, малиновый, вишнёвый цвет и т.д.).
Загадки, как фольклорный жанр: цвета мало.
Детская мифология. Цвет не выполняет колористическую функцию. Обычно это знак опасности: чёрный, синий, жёлтый, … (Детская страшилка: «В чёрной-чёрной комнате стоит чёрно-синий гроб, а в том чёрном-синем гробу – жёлтый покойник…»)
Цветобоязнь проявляется и в названиях болезней: желтуха, краснуха, чернуха, …

Цвет в литературе и поэзии

А. Грин. Алые паруса.

Цвет в геральдике и государственной символике

Геральдические цвета. Каждому цвету приписывается строго определённое значение.
Флаги и гербы.

Читайте также:  Паутина в глазах лечение народными средствами

Цвет и семантика

Через цвет часто даётся идеал красоты. («Во поле берёзонька стояла»).
Растительность и цветы. Сложная цветовая семантика. (Жёлтый цвет – цвет измены).

Понятие цвета начинается с красного. Сначала красный = красивый. («Красна девица», «Красная площадь»)
Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.
Связь красного цвета с огнём отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о «бабе в красном казане» (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.).
Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле «нечистых покойников» (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц.
Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родинных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.

Вывод: В традиционной культуре цвет – не просто один из признаков предмета, он имеет символическую трактовку. Изменение цвета влечёт изменение сущности предмета.

Для современного человека изменение цвета не означает изменения сущности предмета в большинстве случаев, однако существуют и исключения: черная траурная одежда, белое свадебное платье, голубые вещи для мальчика и розовые для девочки и др. Все приведенные примеры относятся к цветам одежды. Эти символические выражения назначения тех или иных вещей появились в нашей культуре сравнительно недавно, некоторые из них не имеют в ней корней и пришли извне, однако их влияние является достаточно сильным, сильным настолько, что, сталкиваясь с отклонением от правил, мы часто недоумеваем. Справедливо предположить, что если для нас сегодня значим цвет нашей далеко не традиционной одежды, а может быть, и каких-либо ещё вещей, то символика цвета в народной культуре достаточно важна.

Источник

Цвета в славянской культуре

Проблема влияния цвета в современной науке до сих пор не исчерпана. Известно, человек узнает цвет не только глазами, но и кожей. Поэтому цвет вашей одежды оказывает на вас влияние постоянно, даже если вы на себе ее не рассматриваете.

Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно — обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.

В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением. Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.

Белый цвет – это пространство, которое расположено между небом и землей. Считается, что он символизирует свободу, целомудрие и чистоту. С белым цветом сочетается вся цветовая гамма, а это обозначает, что этот невинный и чистый цвет способен примерить и объединить все, что происходит на Земле. Это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало. В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил. Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое. Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» — всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» — постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.

В декоративно-прикладном искусстве в символике узора черный цвет символизирует землю, а значит материнство и плодородие, которое означает женское начало. Когда мы видим на узоре черный зигзаг, то это символизирует мужское начало или женское неоплодотворенное. А черная волна в узоре, считается, символом вспаханного поля, готового к прорастанию зерна.

В обережной культуре в сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия

Красный цвет символизирует огонь, жизнь, безукоризненность. Изображение огня можно увидеть в виде креста. Огонь символизирует солнце, и его наделяют теми же свойствами. Он символизирует идеальность и здоровье. А так же это прекрасная защита от всего плохого.

Солнышко красное – дает жизнь;

Весна-красна – дает новую жизнь растениям и животным;

Красное лето – празднование жизни;

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

В оберегах цвет играет не последнюю роль, его применяет для жизненной защиты. Девушки вплетали красные ленты в волосы, носили красные рябиновые бусы, сапоги и сарафаны – этого жизнь дающего цвета, а еще, чтобы прибавить жизненных сил и здоровья. С помощью такой одежды люди еще прославляли жизнь Бога Ра.

В сказках и легендах красный цвет является женским началом, так например, символом девочки считают аленький цветочек, цвет мака – девичий, а женский – красная ягода.

Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.

Синий цвет является цветом мужского начала, а также символизирует небо. Считается, что вода отражает небесное в земном. Мужское начало призвано оберегать женщину и прославлять жизнь. Голубой цвет символизирует мальчика или неженатого юношу, а синий – могущество и силу мужчины.

Цвет цветка несет в себе скрытый смысл: колокольчик – символизирует приглашение на свидание и симпатию, незабудка – расставание с дорогим человеком, а лен – мужское начало.

Символом покровительства мужчины над женщиной является платок. Как небо окутывает землю, так и мужское начало (платок) покрывает и оберегает женское. Получение девушкой в подарок от юноши платок, символизирует его благосклонность и стремление защищать и оберегать ее, а муж подтверждал таким подарком свое мужское начало. Нужно было обязательно мужу надеть платок жене на голову, и если женщина позволяла это ему сделать – это символизировало, что в сердце у нее именно этот мужчина.

Читайте также:  Центр народных промыслов и ремесел сосновское

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Зеленый — Символ Леса, молодости и возрождения. Это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира.

Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом. Зеленый цвет соотносится с вечнозелёной природой.

«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».

Источник

Цвет в русской культуре

Открытие красителей стало важной вехой в развитии человеческой куль­туры. Так, открытие красного краси­теля древними греками (об этом рас­сказывается в греческих хрониках Ге­оргия Амартола и Иоанна Малалы) привело к запрету: красный цвет стал привилегией только царей, таким об­разом, носить одежду окрашенную в красный цвет, могли только лица цар­ского рода. Эта традиция надолго ук­репилась в различных культурах.

Любимые цвета восточных славян — белый и красный. Красный цвет — это любимый цвет древнерусских кня­зей. Характерно, что в XVI-XVII вв. в одежде знати и простонародья было очень много красного цвета. Он же был широко распространен в украшении интерьеров.

Слово «красный» в русском языке означало — «светлый, яркий, хоро­ший, красивый, ценный». Красный воспринимался как прекрасный, весе­лый, радостный цвет, как цвет моло­дости. Поэтому и название первого праздника воскресшей весны — Крас­ная горка, связано с этим цветом (горы почитались священными у славян, это обитель Богов, место богослужений и большинства обрядов).

Слово «красный» приобрело значе­ние цвета крови с XV—XVI вв. Оно было унаследовано от древнерусского слова «червленый», так как красную краску на Руси добывали из насеко­мых червецов (червленый цвет).

Красный — символ жизни, радости, праздника в Древней Руси. В иконописи он имеет различное значение в зависимости от формы, включающие этот цвет и структуры всего изображения. Например, красный плащ Георгия Победоносца воспринимался, как знак царской власти и, одновременно, — символ мученичества; план архангела Михаила — как символ «огня и меча»; мафорий, окутываю­щий Еву — как цвет благодарности за искупление первородного греха и дарование вечной жизни.

В Ветхозаветной культуре красный, наряду с белым и золотым, считался символом Света. В новгородской жи­вописи XIII—XIV вв. красный заменял золото фонов, выполнял светоносную и пространственно-организующую фун­кции. В работах А. Рублева красный ромб символизировал Землю.

Белый цвет несет как положитель­ное, так и отрицательное значение. Слово «белый» в древнерусском язы­ке кроме цвета означало еще и «свет­лый», «ясный», «прозрачный», «не­порочный», «безгрешный». По мнению А.Н. Афанасьева, с корнем «бел» («бил») в русском языке связана идея плодородия, изобилия. У древних сла­вян существовало противопоставление белого и черного цветов: западные сла­вяне поклонялись Белобогу (покрови­телю света и добра) и Чернобогу (по­кровителю тьмы и зла). Это верова­ние было некогда общим у всех сла­вянских племен, в том числе и у рус­ских.

Белый цвет символизировал пред­вечное безмолвие в Древней Руси. Он заключал в себе бесконечные потен­ции любой реальности, любой цвет спектра.

Желтый— воспринимался как радостный, солнечный, весенний цвет. В XVI веке свадебный наряд невесты состоял из желтого летника и красного сарафана. Венец невесты также был желтый. В первый день свадьбы одевали желтые летники, во второй — красный сарафан, являвшийся символом замужества.

Однако он не получил широкого распространения в русской культуре. Использование золотистого в культовой архитектуре и одежде связано больше с византийской традицией, чем собственно с русской. Начиная с 17 в. у желтого цвета формируется отрицательная символика (связано с эпидемией лихорадки в Европе и вызываемыми ею желтыми галлюцинаями). Он становится цветом лжи, обмана, болезни (сумасшествия). Поэтому дарить желтые цветы любимым стало считаться плохой приметой (к разлуке), что сохранилось и до наших дней.

Черный — цвет траура и печали У западных славян (лужицкие сербы)смерть оповещалась посредством чер­ной палки, которая обходила все дво­ры и возвращалась к судье. У поля­ков символом несчастья являлся чер­ный боб.

Черный цвет траурной одежды имел вначале определенный смысл — «чер­ный цвет не раздражает покойника, не вызывает у него зависти к живым, в ярких и веселых одеждах». Боль­шинство фразеологизмов в русском языке отражают отрицательную ха­рактеристику со словом «черный» («черный деготь» — символ бесчестия и зла в России). Однако при Петре I черный траур был заменен на синий.

Голубой— в Древней Руси воспри­нимался как небесный, Божественный, трансцендентный цвет. Поэтому купо­ла церквей окрашивались в голубой или в синий с золотыми звездами цве­та. Позднее он становится цветом ро­мантической поэзии. Это безоблачный, нежный, ничем не затуманенный цвет. Многие языковеды считают, что его название происходит от названия го­лубя — у славян бывшего символом кротости, невинности, чистоты. По своему символическому значению го­лубой сходен с «розовым» цветом (Идет из немецкого языка: в 1802 г. немецкий романтик Новалис написал роман «Генрих фон Офтердингер», отсюда пошло выражение «голубой цветок» — символ мечты, некий мис­тический идеал. Голубой цвет — это «мужской» цвет (юного мужчины), поэтому одежда такого цвета предназ­начена для мальчиков (однако во фра­зеологии XX в. выражение «голубой» применительно к мужчине приобрело негативный смысл, означающий муж­чину гомосексуального типа). Серый цвет издавна означал пред­меты невысокого качества. В царской России солдат одевали в сукно серого цвета, отсюда выражение «серая ско­тинка». По отношению к народу се­рый означал «малоразвитый, необра­зованный». В настоящее время это значение сохраняется. Серый цвет стал синонимом всего нетворческого, рутинного, посредственного.

Розовый цвет на Руси связывался с зарей. Во фразеологии стал символом чего-то приятного, ничем не омрачен­ного, символ прекраснодушия. В настоящее время приобрел отри­цательное значение в литературе. Пи­сатели используют розовый цвет для обозначения мнимого, ложного благо­получия. В социальной сфере розовый остается символом юности, «девичь­им» цветом (отсюда и одежда розово­го цвета предназначена для девочек). Выражение «смотрит на жизнь сквозь розовые очки» означает иллюзорное или оптимистичное (часто на грани инфантильного) отношение к жизни, событиям.

Зеленый— символизировал юность, цветение в Древней Руси. В иконопи­си средних веков зеленый использует­ся в основном как цвет «позема», но иногда являлся символом неба с на­полняющими его бесплотными сила­ми. Например, зеленый овал, разделен­ный красным ромбом и квадратом яв­лялся символом трансцендентности божества (Рублев, Дионисий). Купола церквей окрашивались в зеленый цвет, одежда служителей культа также со­держала много этого цвета.

Читайте также:  Чем помазать герпес на губе чтобы быстро прошел народные средства

В древности на Руси травянистые растения с лечебными свойствами на­зывали «зельем». Затем появилось название «отрава», которым обозна­чали волшебную траву, с ее помощью привораживали или отвращали. Поз­днее это слово стало синонимом яда (отравы), т. к. им называли водку и табак.

Фразеологические выражения со словом «зеленый» означают «свобод­ный проезд на всем пути следования» («зеленая улица»). Дать «зеленый свет» (или улицу) означает всячески способствовать какому-либо делу, че­ловеку и т. д. Однако в бытовой лек­сике «зеленый человек» означает мо­ральную незрелость (т. е. сохраняет­ся в измененном виде значение зеле­ного цвета как символа молодости). Этот образ существует у многих народов: у немцев («зеленые овощи» — мо­лодежь), англичан («зеленая рука» — означает неопытного человека, «зеле­ная лошадь» — необъезженная ло­шадь). Зеленый цвет в международ­ной системе дорожных знаков означа­ет свободный путь.

Искусство начала 18 века

Россия в 18 в. стала догонять ведущие европейские страны. Первым преобразователем стал Петр I. Он пытался перестроить уклад жизни на европейский лад. Большой вклад внес в распространение грамотности среди населения.

Иностранные мастера приглашались на работу в Россию, а русских мастеров отравляли на учебу в Европу (их называли пенсионерами).

Русские мастера стали активно осваивать опыт западноевропейской архитектуры, стала преобладать светская архитектура, а не религиозная. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру, примером служит Меньшикова башня.

В 1703г. Петр основал новый город – Санкт-Петербург(название в честь св. Петра). В 1712г. он стал столицей государства. Петр хотел сделать его похожим на Амстердам. С первых лет Петербург стал приобретать вид европейского города. Главными архитекторами и планировщиками города были Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон.Планировка и застройка города велась по западноевропейскому образцу: здания ставили вдоль тротуаров главным фасадом на улицу. Дома людей, относящихся к одному сословию, должны были иметь одинаковый вид.

Доменико Трезини составил проекты домов для малоимущих людей и для людей среднего достатка, Жан-Батист Леблон разработал проект жилого дома для очень состоятельных людей.

Начало строительство новой столицы началось с Петропавловской крепости. В 1706г. крепость была возведена в камне. Крепость представляла собой сомкнутую цепь из бастионов (5-угольники на углах здания) и куртин (стены соединяющие бастионы), их высота достигала 10-12м. Вход в крепость украшают Петровские ворота. (Арх. Трезини) в 1717-1718г. Главным сооружением крепости является Петропавловский собор (1712г) (Арх. Трезини). Здесь колокольня уже не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив, напоминающий европейские колокольни. Отличие также заключается в применении пилястр, портиков, высокого шпиля характерных для европейского искусства.

Трезини был автором также Здания 12 коллегий, Летнего Дворца Петра и т.д.

Искусство начала 18 века

Россия в 18 в. стала догонять ведущие европейские страны. Первым преобразователем стал Петр I. Он пытался перестроить уклад жизни на европейский лад. Большой вклад внес в распространение грамотности среди населения.

Иностранные мастера приглашались на работу в Россию, а русских мастеров отравляли на учебу в Европу (их называли пенсионерами).

Русские мастера стали активно осваивать опыт западноевропейской архитектуры, стала преобладать светская архитектура, а не религиозная. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру, примером служит Меньшикова башня.

В 1703г. Петр основал новый город – Санкт-Петербург(название в честь св. Петра). В 1712г. он стал столицей государства. Петр хотел сделать его похожим на Амстердам. С первых лет Петербург стал приобретать вид европейского города. Главными архитекторами и планировщиками города были Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон.Планировка и застройка города велась по западноевропейскому образцу: здания ставили вдоль тротуаров главным фасадом на улицу. Дома людей, относящихся к одному сословию, должны были иметь одинаковый вид.

Доменико Трезини составил проекты домов для малоимущих людей и для людей среднего достатка, Жан-Батист Леблон разработал проект жилого дома для очень состоятельных людей.

Начало строительство новой столицы началось с Петропавловской крепости. В 1706г. крепость была возведена в камне. Крепость представляла собой сомкнутую цепь из бастионов (5-угольники на углах здания) и куртин (стены соединяющие бастионы), их высота достигала 10-12м. Вход в крепость украшают Петровские ворота. (Арх. Трезини) в 1717-1718г. Главным сооружением крепости является Петропавловский собор (1712г) (Арх. Трезини). Здесь колокольня уже не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив, напоминающий европейские колокольни. Отличие также заключается в применении пилястр, портиков, высокого шпиля характерных для европейского искусства.

Трезини был автором также Здания 12 коллегий, Летнего Дворца Петра и т.д.

Скульптура. Выдающимся скульптором нач. 18в. был Бартоломео Карло Растрелли(1675-1744) вместе со своим сыном приехал в Россию в 1716г и обрел здесь вторую родину. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность с вдумчивым проникновением в человеческую душу. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова выполненный в конце 1716 года. Многократно обращался Растрелли к образу Петра I.

Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме.

Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Сейчас он находится у Михайловского замка. В 1741 году скульптор закончил работу над статуей «Анна Иоанновна с арапчонком«.

Архитектура. Примером Зрелого барокко считается Зимний дворец, Смольный монастырь, Екатерининский дворец и т.д. все они имеют парадный, торжественный вид, украшены скульптурой, рельефами, колоннами, все фасады зданий разнообразны по художественно-архитектурному оформлению.

Живопись 20-30г. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам. Из иностранных живописцев известным был Луи Каравакк.Каравак много работал как декоратор, писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Им была основана первая в России рисовальная школа по образцу европейских академий.

Русские художники сер. 18 века не учились за границей, они набирались опыта дома, сохраняя традиции русской живописи. Виднейшими представителями реалистического направления в портрете этого времени были Иван Яковлевич Вишняков, А. П. Антропов и И. П. Аргунов.

Иван Яковлевич Вишняков(1699-1761)В противоположность своим старшим современникам И. Никитину и А. Матвееву Вишняков не учился за границей. Его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи допетровского времени. Вишняков И. Я. руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах. Вишняков внимательно изучал и тонко передавал лица своих персонажей. Среди работ Вишнякова много детских портретов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Правильные рекомендации