Умелец богатство народное сочинение

Работа над смысловым содержанием текста.

1. Выявление ключевых слов и фраз в исходном тексте.

Озаглавьте текст. Выпишите слова, позволяющие полно и точно передать смысл названия текста.

В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Меж густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц.

(Наиболее полное название «Жизнь в зимнем лесу». Варианты: «Жизнь в зимнем лесу продолжается», «Лес зимой», «Животный мир леса зимой»)

Ключевая лексика: в морозной тишине, сороки, меж ветвей,

белки, на снегу, следы незнакомых зверей и птиц,

Остальная лексика – вариативная, но допустимая.

Как называется лексика, позволяющая полно и точно отразить содержание текста?

Почему разные ребята дали различный набор ключевой лексики и их выбор был одобрен?

Можно ли назвать процесс выбора ключевой лексики субъективным?

В чем смысл работы по отбору ключевой лексики?

2.Озаглавьте текст. Выпишите ключевые слова и выражения. Обоснуйте отбор ключевой лексики.

Русская художественная литература, как и литература любого народа,- это вершина национального языка, его расцвет, его наиболее полное и яркое воплощение. Это – драгоценнейшее языковое, интеллектуальное и эстетическое наследие, данное нам всем во владение. Давайте же учиться беречь это наследие, использовать его рачительно и умело.

Наиболее полное название «Драгоценннейшее наследие» (возможно множество вариантов).

Ключевые слова: русская литература, вершина языка, наследие, учиться беречь, рачительнои умело.

Вариативной лексики будет много; следует выявить, для чего каждый конкретный ученик увеличил ключевую лексику (для полноценного отражения темы и идеи текста).

Следует разобрать значение отвлеченной лексики: полное и яркое воплощение, интеллектуальное и эстетическое наследие, рачительно.

2. Прослушайте текст и озаглавьте его. Можно ли по предложенной мною ключевой лексике написать подробное или сжатое изложение по предложенному тексту?

Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка. И.С.Тургенев в речи по поводу открытия памятника Пушкину говорил: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением.»

Читайте также:  У кормящей мамы температура 38 что делать народные средства

В творчестве Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя. А.Н.Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».

Наиболее полноценное название «Русский язык – это прежде всего Пушкин».

Предложенная ключевая лексика: Крупнейшие писатели (Тургенев, Толстой), главная заслуга, преобразование литературного языка, представление о языке неотделимо от языка Пушкина.

Для понимания смыслового содержания и сжатого изложения ключевой лексики достаточно; для полного изложения требуется доработка.

3. Составьте план текста-рассуждение на тему «Чтение- второе дыхание», который будет заканчиваться фразой: Но одно дело одолеть начало, саму технику чтения, другое – превратить чтение во второе дыхание практически непрерывно «дышать» текстами до конца жизни.».

1.Чтение –самостоятельная интеллектуальная и речевая деятельность.

2. Чтение является процессом познания, в ходе которого труд понимания становится радостью открытия.

3. Сохранение любви к открытиям через чтение на всю жизнь.

4. Письменно подберите ключевую лексику к своему тексту так, чтобы по ней вы могли пересказать его содержание.

5. Предлагается название текста «Как я научил своего брата быть аккуратным» и ключевая лексика, при помощи которой нужно составить рассказ по заданной теме.

Младший брат, грязнуля, разбросанные вещи, немытая посуда, заляпанный стол. Вчера не мог найти, спрашивал папа, мама, я, никто не знает, просил вернуть, теперь, порядок.

6. Придумайте свою тему для рассказа и предложите набор ключевых слов. (Анализ ученических опытов).

7. Прослушайте текст. Соответствует ли авторское название теме и идее текста. Если нет, предложите свои варианты.

Умелец – богатство народное.

Кто же они, эти «возмутители спокойствия» в автомобильном мире? Как складываются их судьбы? Какие препятствия приходится им преодолевать на пути утверждения и торжества идей?

Читайте также:  Питание кожи лица в домашних условиях народными средствами

Увы, не легок путь любого новатора. Вспомните судьбу одного из самых великих новаторов нашего века – Константина Эдуардовича Циолковского. Простой учитель физики в школе небольшого провинциального городка России. Глухой, не понимаемый и отвергнутый мещанским обществом купеческой Калуги, он мыслью своею, окрыленным разумом рвался в космические дали, разрабатывая конструкции космических кораблей, рассчитывая орбиты первых звездных путешествий.

Расчеты и выведенные им формулы подтверждали правильность, казалось бы, самых безумных в те годы идей.

Его положения не только не признали, их даже не поняли. Семьдесят шесть лет пролежали в архивах Российской Академии наук гениальные выкладки ученого. Сегодня ни один расчет орбит космических кораблей и спутников невозможен без теории Лобачевского. Даже в тончайших расчетах, связанных с атомной энергией, применяются принципы давно почившего гиганта.

Можно продолжить нескончаемый список новаторов с драматическими судьбами. Они всегда были первопроходцами, ломавшими укоренившиеся представления, смотревшими на мир глазами ищущего человека. Они были людьми, смело бравшими на прицел неподатливые проблемы будущего.

(Захарченко В., Туревский И.)

В процессе анализа необходимо установить, что название, данное Дейкиной и Пахновой, не подходит. Более приемлемо: Нелегкая судьба новаторов.

Требуется редакция текста: убрать первый абзац; во втором сменить «нашего века» на «двадцатого века».

8. Придумайте название к возможному тексту, представленному в виде ключевой лексики и ключевых фраз:

Для меня священно все, что связано со словом «Москва»; архитектурный ансамбль, древний собор, старинный особняк, памятники старины, величественное сооружение, талантливый зодчий, бережно сохранять, по-прежнему прекрасный, мало-помалу изменяется, точь-в-точь как на старинной гравюре, гармонично сочетается, любоваться панорамой Московского Кремля, московские улицы, по-московски гостеприимно, радушно.

9. Озаглавьте данный текст. Выпишите фразу, формулирующую основную идею текста.

… Сколько из этой одной, но великой пьесы вошло в нашу речь оборотов, изречений, сколько из текста возникло поговорок, пословиц, до Грибоедова не существовавших?! И не появись пьеса, мы бы так и остались без них. «Шумим, братец, шумим!», «Шел в комнату, попал в другую», «Дистанция огромного размера», «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!», «Карету мне, карету!», «Смешенье языков: Французского с нижегородским!». Чуть ли не вся эта гениальная пьеса живительной влагой впиталась в толщу нашего литературного и народного, разговорного языка ( что особенно важно) и так теперь и пребудет в ней во веки веков.

Читайте также:  Ушиб локтевого сустава народное лечение

Оптимальное название «Великий язык великой пьесы». Идея заключена в последней фразе.

10. Почему автор предлагаемой статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога» разбивает свой текст на четыре абзаца? Композиционный анализ целесообразно сопровождать смысловым анализом текста.

Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми.

Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нем параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно все», о чем он сказал в своем творчестве.

В ходе анализа необходимо установить, что количество абзацев соответствует количеству основных мыслей или сюжетных линий.

11. Проводя содержательный анализ текста, докажите то, что автор правильно озаглавил свой текст.

Мудрость невидимого ключа

Сегодня родников становится все меньше. Они уходят. У кургана Хорошего нынче ключ заглох. И сразу заглохла верба над ним. Родники уходят, может быть, потому, что раньше они нужны были пахарям, пастухам, косарям и просто путникам, чей род редеет. Вот и уходит за родником родник. Смыкаются земные уста. Неслышимо щелкнул невидимый ключ. На запоре, до лучшей поры, бережет земля родниковую воду.

12.Составьте план будущего сочинения по предложенным темам (на выбор) :

Источник

Правильные рекомендации