Урок изо 5 класс фгос древние образы в народном искусстве

План-конспект урока изо в 5 классе «Древние образы в народном искусстве»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока в 5 классе: «Древние образы в народном искусстве»

Цель : познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

I. Организация урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)

Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.

А для чего они все это делали? (ответы детей)

Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Давайте попробуем нарисовать образы солнца.

2.А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но, как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

4.Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

III. Практическая работа.

Создайте орнаменты в традиции народной вышивки с симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);

Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную.

Презентация помогает расскрыть тему урока «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни».

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит «композиция» как предмет по выбору, а также «аранжир.

Технологическая карта с паспортом урока в 5 классе на тему «Древние образы в народном искусстве».

Конспекст урока составлен с учетом ФГОС для учащихся 5 класса на тему Древние образы в народном искусстве.

для учителя технологии.

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н.

Источник

Технологическая карта урока ИЗО 5 класс «Древние образы в народном искусстве»

Технологическая карта изучения темы «Древние образы в народном искусстве»

познакомить учащихся с понятием и языком декоративного народного искусства

Читайте также:  Чистка простаты народными средствами

открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства

развивать видение красоты окружающей природы

учить создавать фантазийный графический узор

Основные термины, понятия

Орнамент, солярная орнаментика, изобразительные мотивы, симметричный узор

Учебник (Н.А.Горяева, О.В.Островская под редакцией Б.М.Неменского), памятки, карточки с изображением солярных знаков, альбомы, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши.

Презентация «Древние образы в народном искусстве», иллюстрации учебника.

Присвоение учащимися особенностей древних образов в народном искусстве

Умение компоновать рисунок

Создавать узор на листе

Объяснить значение созданного узора

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах;

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Применять установленные правила в решении задач;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

Использовать общие приемы в решении задачи;

Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

Уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

Технические средства обучения:

презентация в Power Point

Технологическая карта урока

Определять общие для всех правила поведения;

Определять индивидуальные правила работы.

Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры;

Желание общаться с искусством.

Овладевать умением прогнозировать.

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Восприятие и характеристика художественных образов;

Понимание значения искусства в жизни человека и общества.

( демонстрация 1 слайда)

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

— Давайте вспомним, о чём мы говорили на первом уроке?

(о декоративно-прикладном искусстве)

( демонстрация 2 слайда)

— А что это за искусство декоративно-прикладное?

Хорошо, а теперь найдём ответ в учебнике, подсказка на стр.6.

— Декоративно-прикладное искусство имеет художественно-выразительные средства, назовите их?

(форма, объём, линия, цвет, фактура)

— А как выглядят в декоративном искусстве природные мотивы: птицы, цветы, растения, животные, человек? Как в реальности?

(нет, они всегда преобразованы фантазией художника, стилизованы )

— Как вы думаете, в чём состоит значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека?

( демонстрация 3 слайда)

Поищите подсказку на стр. 7.

(через произведения декоративно-прикладного искусства, человек выражает своё отношение к жизни;

красивые предметы украшают быт, помогают сделать жизнь человека более привлекательной и праздничной)

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Ученики отвечают на вопросы.

Обсуждение значения новых слов.

Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Освоение нового материала.

Пробуждать и всесторонне развивать духовность и творческие способности, любовь к искусству.

Умение различать в художественной деятельности характер, эмоциональное состояние;

Восприятие художественных образов;

Понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры;

Желание общаться с искусством.

Ориентироваться в своей системе знаний;

Высказывать свои предположения;

Точно и полно выражать свои мысли

Открыли учебник на стр.12, читаем 1 – 3 абзац.

– Какую роль в жизни и в искусстве наших далёких предков играли образы природы: земли, воды, огня?

(украшая предметы условными знаками земли, воды, огня наши предки как бы просили милости у природы, помощи и защиты; через украшения передавалась народная мудрость)

Да, действительно, природа для наших предков очень важна, недаром в русском фольклоре так много загадок о природных явлениях.

( демонстрация 4 слайда)

Выйдет добрый молодец за порог родительского дома. Внятен ему язык природы. «Что выше леса, краше света?»- (Ясно солнышко).

«Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат!» – ( Вселенная. Звезды. Месяц)

Утешно ему, возросшему на прадедовских представлениях о мироздании, о древнем родстве с матушкой-природой, всюду под покровом небес, как в родной избе.

(демонстрация 5 слайда)

— Как вы понимаете значение этих слов, выражений?

(единство, взаимосвязь, гармония человека с природой)

С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к ней. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные природные явления. Они приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения и изображались на стенах жилищ, посуде, одежде.

(демонстрация 6 слайда)

Цвет в составлении узоров тоже был весьма символичен.

— Предположите, как, по-вашему, что могли в искусстве наших предков означать эти цвета?

(предположительные ответы учащихся)

А теперь давайте посмотрим насколько ваши предположения подтвердились.

( демонстрация 7 слайда)

(учащиеся читают, учитель комментирует)

Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).

Зелёный – Растительность, Жизнь.

А теперь рассмотрим, значение древних образов в народном искусстве

(демонстрация 8 слайда)

О браз солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов можно найти в разных видах народного творчества.

— Как вы думаете, что означает этот образ?

(победу светлых сил над тёмными, торжество сил добра над силами зла, символ света и жизни)

Читайте также:  Подготовьте сообщение три богатыря три народных характера

Ребята, мы говорили о символе солнца, а на слайде видим словосочетание «солярная орнаментика».

— Как вы понимаете, что значит «солярная»?

(в переводе с латинского языка солярис – солнце)

Теперь мы знаем, почему Символика солнечной стихии, Солнца имеет такое название – солярная символика.

Солярные знаки несли в себе охранительный, обереговый смысл – извечную победу добра над злом.

(демонстрация 9 слайда)

Знаки солнца и земли часто в узорах изображались рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.

(демонстрация 10 слайда)

В росписях стен жилищ, украшениях сундуков, праздничной одежды, часто встречаются изображения древа жизни.

— Как вы думаете, для чего они изображались?

См. стр. 16 – изображения древа жизни, читать 1 абзац.

(демонстрация 11 слайда)

— Следующие загадки помогут нам узнать, что могла олицетворять птица в народном декоративно-прикладном искусстве?

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. ( Облако )

Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером. ( Ночь )

— Так, что же могла олицетворять птица?

( Ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. У славянских и древнегерманских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако.

(демонстрация 12 слайда)

Коня в русских народных сказках, загадках и песнях тоже часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял и все природные явления, связанные с быстрым движением, — движущееся солнце по небу, ветер, бурю, облака. К тому же конь был крестьянским кормильцем, опорой всего хозяйства.

(демонстрация 13 слайда)

См. стр.15, читать об образе матери-земли.

— Что означает слово «Макошь»?

Источник

Конспект урока по изобразительному искусству «Древние образы в народном искусстве» (5 класс)

Тема: Древние образы в народном искусстве.

Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) вазы, используя древние знаки-символы.

1 . Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы- календаря.

2 . Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Актуализация знаний. Что такое декор, декоративно-прикладное искусство

Новая тема. Древние образы славянской мифологии.

Постановка задачи для самостоятельной работы.

Показ лучших работ, выставление оценок.

Приведение в порядок рабочих мест.

1. Презентация « Знаки-символы в традиционном народном искусстве »

2.Таблицы с примерами древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах, глиняных игрушках.

3.Таблицы со знаками земли, воды, солнца.

4. Изображение вазы-календаря.

5.Детские работы по данной теме.

1. Гуашь, акварель, масляная пастель, кисти (тонкие и толстые), бумага формата А3, простой карандаш, резинка, палитра.

1. Народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен.

Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)

История русского искусства: В 2-х томах. Т. 2, кн. 1. Учебник/ Науч.- исслед. Ин-т теории и истории изобраз. Искусств ордена Ленина Акад. Художеств СССР. – 2-е изд, перераб. – М.: Изобразит. Искусство, 1980. – 312 с.: ил. 233.

Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:ил

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил.

Русские народные пословицы и поговорки.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Формы контроля: Текущий, ответы на вопросы.

Личностных : Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Понимают значимость ДПИ.

Коммуникативных: Умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Регулятивных: Принимают учебную задачу; умеют организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Вид деятельности учащихся: Индивидуальная, коллективная.

Требования к результатам:

— Продуктивный (базовый):
Знать: традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Уметь: делать зарисовки традиционных образов народного прикладного искусства; выполнить эскиз вазы-календаря с использованием знаков-символов в технике «масляная пастель + акварель» или гуашевыми красками.

Продвинутый:
Знать: имена богов древней славянской мифологии, обереги, используемые в древности в дохристианской Руси.

Уметь: рассуждать на тему древней славянской мифологии, самостоятельно выполнять зарисовки.

Принести бумагу формата А3, простой карандаш, резинку, гуашь или акварель, кисти (№№ 5-6, 8-9, 2-3), палитру, пастель, тетрадь 48 листов.

Найти изображения и объяснить символическое значение

Женской фигуры (например, в вышивке)

Козы, козла или барана

Требования, предъявляемые к ученикам в новом учебном году.

Быть готовыми к уроку

Выполнять домашние задания

Знать технику безопасного поведения на уроке

Приобрести к урокам ИЗО:

Гуашь (не менее 8 цветов)

Читайте также:  Русско народная вечеринка на день рождения сценарий

Акварель медовую (не менее 12 цветов)

Кисти (Белка №№ 2-3, 5-7, пони № 8-10). Всего не менее 3-х кистей (тонкую, среднюю и толстую)

Бумагу формата А3 (папка для черчения, 20 листов без рамки)

Тетрадь 18-24 листа в клетку

Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?

Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского слова decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.)

Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь .

Рассмотрим её внимательно.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?

Наши предки, ещё не знавшие Христианства, верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится.

Какое же самое большое желание было у людей? — Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой . Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь , поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой – самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте?

Зарисуйте в строку знаки Солнца .

В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.

О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящен языческому богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди грозному Перуну, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с расписными глиняными свистульками и свистели в них, звали дождевые облака. Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.

Зарисуйте ниже знаки воды и дождя.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли .

Ещё ниже изобразите знаки семени.

Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. А вот и ростки в росписи глиняных игрушек и чаши-календаря.

Изобразите и различные виды ростков.

Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.

Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.

Постановка задачи для самостоятельной работы.

Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

А теперь пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.

Задание лучше выполнить гуашью на бумаге формата А3 или в технике «акварель + масляная пастель».

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

Какие знаки – символы вы сегодня узнали?

Какие символы вам были уже знакомы?

Как вы думаете, есть ли ещё какие–нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?

Найдите изображения и объясните символическое значение

Женской фигуры (например, в вышивке)

Источник

Мои рекомендации