Урок литературного чтения 2 класс устное народное творчество

Урок литературного чтения во 2 классе. Устное народное творчество.

Литературное чтение во 2 классе

Устное народное творчество

Цели : познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

Оборудование : открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, песнями; учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю» наизусть.

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.

1. 4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1.

2. 1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1.

3. 5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.

(Дети расшифровывают слова, учитель записывает их ниже или выставляет карточки со словами. Получится: «Устное народное творчество».)

— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать. Как вы понимаете это название?

— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Быстро, бесшумно на воду садятся.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

V. Работа по теме урока

— Разберемся с помощью авторов учебника, проверим наши предположения.

(Дети читают текст на с. 14.)

— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец — сыну, бабушка — внучке и т. д. Атак как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное — значит, что это создал народ, а не кто-то один.)

— Найдите в словарике (с. 213) объяснение выражения «передавать из уст в уста».

— Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки.)

— Прочитайте пословицы на с. 15, объясните их смысл.

— Что ценит русский народ, каких людей уважает? (Ценит труд, уважает трудолюбивых людей.)

— Придумайте рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».

(Ученики работают самостоятельно.)

— Расскажите, что у вас получилось.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название?

Выписать в рабочую тетрадь несколько пословиц о трудолюбии.

Источник

Конспект урока по чтению «Устное народное творчество» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению

1. образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», закрепить понятия «загадка», «пословица», «закличка», «песенка», расширить словарный запас ребят, учить выразительно читать произведения, анализировать текст, сравнивать.

2. развивающие – развивать образное мышление, речь, память, воображение.

3. воспитательные – продолжать воспитывать любовь к литературе, уважать традиции русского народа.

Оборудование для учителя: раздаточный материал: текст, шаблоны, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: цветные карандаши.

Объяснение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения. Садитесь, пожалуйста.

Объяснение нового материала

Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами. Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок? Что же у нас получилось?

Устное Творчество Народное

Совершенно верно. Мы отправимся в страну Устное народное творчество.

Это очень удивительная страна. Это и будет темой нашего с вами урока.

А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока.

Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.

Ребята, а что относится к устному народному творчеству? Какие города есть в нашей стране?

И наш первый город, в которые мы отправимся, это город Загадок. Я уверена, что вы уже встречались с загадками и можете мне привести примеры.

А теперь отгадайте мои загадки:

1. Есть три брата родные:

Один ест – не наестся,

Другой пьет – не напьется,

Третий гуляет – не нагуляется.

2. Голубой шатер весь мир накрыл.

Синенька шубенка окутала весь мир.

3. Раскинут ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

4. Кто двенадцать раз в году родится?

Читайте также:  Подростковые угри у мальчиков лечение народными средствами

Родится с рогами, а потом их потеряет.

5. Свищет, гонит, вслед ему кланяются.

6. Горя не знает, а слезы проливает.

А теперь отправимся в следующий город, город Пословиц.

Какие вам известны пословицы?

Послушайте мою пословицу:

Делу время, а потехе час.

Что она обозначает? Какая в ней мысль?

Переходим в следующий город, Закличек. Но подождите, разве вы ничего не услышали во время нашего пути? Что это за звуки? И на что они похоже? (включаю запись со звуком колоколов)

Что же они вам напоминают? С чем ассоциируется этот звук? Молодцы!

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Правильно. И сегодня мы с вами поговорим о приходе весны, ведь она почти на пороге. А на Руси встреча весны была одной из традиций. Весна – это пробуждение природы, новые надежды и хорошее настроение. А зазывали ее закличками. И мы сейчас ее позовем.

Молодцы! Здорово закликали весну! Спасибо! Она обязательно скоро придет.

А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок. И сейчас (ученик) прочитает нам песенку. А вы внимательно послушайте и ответьте, какому празднику посвящена эта песенка?

А вы что-нибудь знаете об этом празднике?

Давайте прочитаем и узнаем чуть больше об этом празднике. (Работа с текстом)

Итак, откуда появилось это название? Чем интересен этот праздник? Сколько он длится? С чем связаны названия дней недели? Перечислите их.

Скажите своими словами, а что было принято делать?

А только ли народный этот праздник? Приведите подтверждение из текста. Конечно, это еще и семейный праздник!

А сейчас давайте повторим по порядку названия дней недели.

Посмотрите на доску. Правильно ли я расположила названия? Исправьте меня!

Устное народное творчество

Усное – уста – то, что произносится, а не пишется.

Народное – принадлежит народу

Творчество – создание чего-то нового

Города Загадок, Закличек и Песенок.

Дети загадывают друг другу загадки.

Дети приводят примеры пословиц.

Это звуки колоколов.

Они похоже на звук капели и на весну.

Входят 2 ученика. И поют заклички весне.

(Ученик) читает песенку.

Дети читают текст и отвечают на вопросы учителя.

Встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещены вечерки, заловкины посиделки, прощенное воскресенье.

Дети восстанавливают порядок

Ребята, сегодня мы с вами много нового и интересного узнали! Давайте вспомним все, что сегодня прошли на уроке!

В какую страну мы путешествовали?

Какие города есть в этой стране?

Каким большим праздником мы встречаем весну?

Весна. Ребята, а чего нам сейчас с вами не хватает, чтоб и у нас в классе была весна?

Давайте сделаем свое солнце! (раздаю шаблоны) Раскрасьте ваше солнце!

А теперь прикрепите ваше солнышко на доску. Давайте соберем большое солнце, которое принесет весну в наш класс!

У нас получилось красивое солнце!

Устное народное творчество

Загадки, пословицы, песенки, заклички

Дети работают с шаблонами

Дети вешают солнышки на доску

Ребята, спасибо вам большое за урок! И я вам хочу сделать подарок. Так как на масленицу принято печь блины, я вам подарю разные рецепты блинов. Я хочу, чтобы вы встретили этот праздник в семье весело и вкусно!

Спасибо. До свиданья!

1. образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», закрепить понятия «загадка», «пословица», «закличка», «песенка», расширить словарный запас ребят, учить выразительно читать произведения, анализировать текст, сравнивать.

2. развивающие – развивать образное мышление, речь, память, воображение.

3. воспитательные – продолжать воспитывать любовь к литературе, уважать традиции русского народа.

Оборудование для учителя: раздаточный материал: текст, шаблоны, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: цветные карандаши.

Номер материала: 173543

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Литературное чтение 2 класс Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Устное народное творчество

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учитель: Николаева А.А.

Студен: Антощенко Т.Д.

Тип урока: закрепление изученного материала

Учебный предмет: Литературное чтение

Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Содержательная: в игровой форме обобщить знания учащихся по изученным жанрам устного народного творчества.

Деятельностная: развивать фантазию, творческие способности, интерес к устному народному творчеству.

Читайте также:  Сосновые почки применение в народной медицине на спирту

1.Формировать умение осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа.

2.Развивать умение соотносить нравственный смысл пословиц и поговорок с изучаемыми произведениями и реалиями жизни.

3.Развивать умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос.

1.Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.

2. Развивать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

3.Развивать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

5.Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.

2.Развивать умение принимать участие в диалоге.

1.Формирование организации собственной деятельности.

2. Воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.

1.Умение осмысливать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни.

2.Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос.

1.Умение организовывать собственную деятельность.

2.Умение проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.

1.Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.

2. Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

1.Умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

2.Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1.Умение слушать собеседника и понимать речь других.

2.Умение принимать участие в диалоге.

Оборудование: Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений в комплексе с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1 /2-е издание – М. :Просвещение, 2013.-223 с. :ил.- (Школа России).-ISBN978-5-09-03-02-23-6, презентация.

1.2.Проверка готовности к уроку.

2. Этап актуализации знаний и осуществление первичного действия.

2.1. Отгадывание загадок

2.2.Беседа об устном народном творчестве

3.Этап выявления индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

4.Этап построения плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

5.Этап реализации на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

5.1. Повторение жанров устного народного творчества (Задание №1, стр. 56-ая)

5.2. Литературная викторина

5.3.Творческий конкурс «Допиши»

6.Этап обобщения выявленных затруднений

7.Этап осуществления самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

7.1. Конкурс «Собери пословицу»

7.2. Конкурс «Сочини сказку»

8.Этап осуществления рефлексии.

Описание деятельности учителя

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу

-Здравствуйте, меня зовут Татьяна Дмитриевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я

1.2.Проверка готовности к уроку.

-Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку: учебник, пенал, дневник.

-Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Повторенье – мать ученья.

— Как вы понимаете эту пословицу? (чтобы лучше запомнить)

— Как эта пословица относится к нам?

— Ребята, сегодня на уроке я вам желаю хорошо потрудиться, быть активными, чтобы достичь хорошего результата.

Проверяют все ли у них лежит на партах.

Слушают учителя, отвечают

Устный, визуальный внешний контроль за готовность детей к уроку

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Отгадывание загадок

Сейчас спросить хочу у вас:
Делу — время, кому же — только час? (Потеха)

Не лежалось на окошке,

Покатилка по дорожке (колобок)

Какая песенка поется о дружбе? (Дружба крепкая)

Красна девица грустна:

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце жарко,

Слезы льет бедняжка

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то (Волк и семеро козлят)

У Алёнушки – сестрицы,

Унесли братишку птицы (Гуси-Лебеди)

Старик в сине море
Свой невод забросит.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
Жадность старуху
Сводит с ума,
С разбитым корытом
Осталась она.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)

Про принцессу вам загадка:

Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

— Какую знаете пословицу о труде?

( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда )

Полюбить его успели,
За спиной его пропеллер.
Может долететь до Марса.
Кто же это, дети?
(Карлсон)

Лечит он слонов и крыс,
Бегемотов, зайцев, лис.
Перевяжет ранку
На лапке обезьянки.
И любой вам подтвердит…
Это …
(Доктор Айболит)

— Какую знаете пословицу о ученье?(Ученье – свет, а не ученье – тьма)

Бабушка в лесу живёт,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Эту бабу звать … (Яга)

Попала в болото ли
Лихая стрела.
А в этом болоте
Сидела она.
Но в конце знакомой сказки
Сделалась она прекрасной.
(Царевна – Лягушка)

Читайте также:  Царская башня галерея народного художника россии дмитрия белюкина

Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла.
(Золушка)

— Ребята, какую вы знаете пословицу о ста рублях? (Не имей 100 рублей, а имей сто друзей)

На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь.
(Волк и семеро козлят)

Баба била — не разбила.

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед.

Ведь ему сто лет в обед.

Кликнули они норушку —

Та разбила, как игрушку,

И сбежала под крыльцо.

Что разбила-то? … (Яйцо)

Ехал он на печи,
Уплетал калачи.
Чудо-щуку он поймал
И желанья загадал.
(Емеля)

2.2.Беседа об устном народном творчестве

Наши отгадки: Сказки, песенки, пословицы

— Как их можем назвать одним словом? (устное народное творчество)

-А какие жанры вы знаете устного народного творчества?

3. Этап выявления индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Задача: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

— Все ли вы знаете об устно народной творчестве?

Это мы сегодня проверим

Фронтально, визуальный контроль

4. Этап построения плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Задача: постановка целейучебнойдеятельности и наэтой основе выбор способа исредств ихреализации.

-Ребята, тема нашего урока будет: Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

— Какую цель поставим?

(Цель: подвести итоги по пройденному материалу)

— Чему же мы должны научиться? Какие задачи поставим перед собой?

5. Этап реализации на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Задача: построение учащимися нового способадействий иформированиеумений егоприменять какпри решениизадачи,вызвавшейзатруднение, таки при решениизадач такогокласса или типавообще.

5.1. Повторение жанров устного народного творчества (Задание №1, стр. 56-ая)

— Ребята, давайте вспомним, что такое пестушка и потешка? ( Пестушка — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста

Потешка — жанр устного народного творчества. Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям )

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги — бегушечки»

— Что такое частушки? ( Частушка- короткая (обычно 4-х строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка,популярный жанр народного русского словесно-музыкального творчества)

Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

— А что такое прибаутка? (Прибаутка – складный и короткий смешной стишок)

По дорожке он пошел

Купил себе сапожки,

— Что такое считалки? ( Считалка – короткий стишок, который используется при распределении ролей в игре)

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: «Как же быть?!»
Выходи! Тебе водить!

— Что такое загадки? (Загадка – это выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства.)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает. (Бабочка.)

— Что такое пословицы и поговорки? ( Пословица- это произведение фольклора, краткое, мудрое изречение Поговорка- выражение, переносная речь, простое иносказание)

Делу время — потехе час

— А что же такое скороговорка? (Скороговорка – это шуточная фраза, которую трудно произносить)

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

— Что такое небылицы? (Небылицы – это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.)

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

— А какие песни вы знаете?

5.2. Литературная викторина

1. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»? (зимой)

2. Куда упала стрела старшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? (в болото)

3. «Битый небитого везет. ». Из какой сказки эти слова? («Лисичка-сестричка и серый волк»)

4. Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

5. Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

5.3.Творческий конкурс «Допиши»

— Ребята, я начала колыбельную, ваша задача додумать конец колыбельной

— Кто первый придумает, поднимите руку

— На столах лежат названия сказок, но не дописанные. Вам нужно будет дописать название сказки

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector