Урок в 5 классе сказка как вид народной прозы фгос

Разработка урока по русской литературе В 5 классе по теме: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

Разработка урока по русской литературе

В 5 классе по теме:

Тема урока: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный

• формировать понимание фольклора (сказки) как гуманистической философии народа;

• углубить представление о жанре, видах сказок, уточнить сказочные каноны;

• формировать проектировочные умения: формулирование целей и задач, выбор эффективных форм и методов деятельности.

Оборудование: интерактивная доска

• Просит учащихся рассказать об их отношении к сказке. Спрашивает, в чём для них заключается прелесть сказки.

• Показывает иллюстрации, предлагает фрагменты фонозаписей, фильмов. Побуждает к повторению сведений о сказках. Предлагает ответить на вопросы: Как вы понимаете смысл сказок? О ни адресованы детям? Взрослым? Зачем нужны сказки?

• Просит предложить варианты проблемных вопросов урока, перечислить жанры сказок.

• Предлагает рассмотреть иллюстрации на с. 10, 11 учебника и выполнить задание к ним. Может быть предложен общий план работы с материалами учебника:

1) Рассмотрите иллюстрацию к сказке (сюжет, композиция, персонажи, цвет, свет). Назовите автора иллюстрации.

2) Расскажите отрывок из сказки.

3) Перескажите кратко её финал.

4) Составьте краткий ответ на вопрос: Как в сказке отразились представления народа о нравственности и красоте?

• Побуждает сделать выводы о жанрах народных сказок. Предлагает воспользоваться таблицей на с. 12 учебника и прочитать статью на с. 12, 13.

• Отвечают на учительский вопрос: В чём для них заключается прелесть сказки? («Что за прелесть эти сказки…»)

• Рассматривают иллюстрации и другой материал, называют сказки, выражают

своё отношение к ним. Говорят о том, что сказки адресованы детям, обозначают возрастные границы сказок. Коротко отвечают на вопросы учителя.

• Предлагают варианты проблемных вопросов урока. Связно рассказывают о жанрах народных сказок.

• Выбирают одну из иллюстраций на с. 10, 11 учебника, выстраивают связный

ответ. Выполняя задание, работают со словарём.

• Делают выводы о жанрах народных сказок, составляют связный ответ по таблице на с. 12 учебника, дополняя ответ своими примерами, включая элементы пересказа. Читают статью на с. 12, 13 учебника, выделяют новые понятия.

Мотивация познавательной деятельности

• Побуждает к пересказу или инсценировке одной из самых древних народных сказок «Курочка Ряба». Обращает внимание на то, о чём умалчивает сказка.

Предлагает опережающее задание: «В чём смысл этой сказки? В чём непреходящее (для взрослых и детей) значение сказок? За что все любят сказки?»

• Подсказывает, если сами дети не обратят внимания, что в карте сказки территории добра и зла строго разделены: справа доброе «тридевятое» царство, слева — иномир, то есть другой, злой мир, который всё время границы нарушает, вторгается в доброе людское царство, хочет всё перемешать и добро победить.

Задача сказочного героя вернуть зло в свои границы. Побуждает к формулированию проблемного вопроса.

• Побуждает к пересказу или инсценировке одной из самых древних народных сказок «Курочка Ряба».

Обращает внимание на то, о чём умалчивает сказка.

Предлагает опережающее задание: «В чём смысл этой сказки? В чём

непреходящее (для взрослых и детей) значение сказок? За что все любят сказки?»

• Подсказывает, если сами дети не обратят внимания, что в карте сказки территории добра и зла строго разделены: справа доброе «тридевятое» царство, слева — иномир, то есть другой, злой мир, который всё время границы нарушает,

вторгается в доброе людское царство, хочет всё перемешать и добро победить.

Задача сказочного героя вернуть зло в свои границы. Побуждает к формулированию проблемного вопроса.

Организация познавательной деятельности; работа по теме урока; закрепление изученного материала

• Побуждает предложить варианты решения проблемной задачи урока: Чему и как учит сказка? Каков этический канон (незыблемые правила) волшебной сказки? Какие важные скрытые смыслы содержит сказка? При каких условиях добро побеждает зло? По каким законам «скроена» сказка? Напоминает о

ведении записей в тетради.

• Мягко побуждает к совместному решению проблемы урока: организует исследовательское чтение 1-й части сказки «Царевна-лягушка» на с. 13—24 учебника (до момента выхода Ивана в иномир для спасения жены).

• Предлагает ответить на вопрос: Почему эта сказка относится к разряду волшебных?

• Формулируют свои предложения (например, читать сказку с остановками,

отыскивать и записывать в тетрадь сказочные законы- «премудрости» — зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты). Пошагово двигаются к решению

проблемной задачи урока.

• Читают с остановками, обосновывают каждую остановку, подбирают заголовок к эпизодам, характеризуют персонажей, называют сказочные приёмы

и каноны, работают с иллюстрациями. Делают записи в тетради. Используют

вопросы на с. 25 учебника.

• Готовят ответ, отбирают для пересказа несколько эпизодов сказки

• Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Предлагает сделать выводы об основных канонах волшебной сказки. Задаёт вопрос: Что нового узнали о сказке?

• Предлагает сформулировать выводы о подлинном герое волшебной сказки, предположить, как в нём запечатлелся народный идеал. Направляет внимание

учащихся к тексту «Герои народных сказок в оценке писателей»

• Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Предлагает сделать выводы об основных канонах волшебной сказки. Задаёт вопрос: Что нового узнали

• Предлагает сформулировать выводы о подлинном герое волшебной сказки, предположить, как в нём запечатлелся народный идеал. Направляет внимание

учащихся к тексту «Герои народных сказок в оценке писателей»

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Прочитать сказку «Царевна-лягушка» (с. 13 – 24), составить план.

Дополнительный материал: Фонохрестоматия, фрагменты кинофильмов, кроссворды, игры, иллюстрации.

Диагностика достижения планируемых результатов: Связные ответы при подведении итогов, заполнение таблицы и комментарий.

Дополнительные творческие задания: Групповое задание: с помощью учителя и родителей подобрать в Интернете иллюстрации на тему «Художники — иллюстраторы сказок». Это может быть небольшой коллективный проект. Учитель помогает распределять задания в группе.

Литература. 5 класс. В 2 частях. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М., Просвещение, 2010.

Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016.

Читайте также:  Село народное терновского района воронежской области

Источник

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы (5 класс)

— дать представление учащихся о сказке как виде народной прозы;

— познакомить с видами сказок.

Задачи:

Образовательные:

— совершенствовать технику чтения;

— развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

— развить умение анализировать текст.

Развивающие:

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие критического мышления;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений сравнивать, анализировать и обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения применять ранее полученные знания;

развитие умения опираться на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

— воспитание интереса к процессу чтения;

— воспитание ценностного отношения к слову;

— развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

Проверка домашнего задания.

Постановка учебной задачи.

Актуализация знаний..Чтение учебника. Слово учителя.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование).

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Самопроверка Воспитание культуры учебного труда, дисциплины.

Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной обстановке.Мотивация на рабочий ритм.

-Расскажите скороговорку, которую вы выучили дома?

-Загадайте загадку, придуманную вами дома. Пересказывает (1 ученик)

Загадывают загадки, отгадывают

Рассказывают скороговорку Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-познавательную деятельность учащихся.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

-Правильно, конечно, это сказки. Ведь каждый ребенок знакомится со сказками с самого малого возраста.

-Вы уже, наверное, догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Молодцы, давайте запишем это в тетрадь.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок…

А.С. Пушкин Отвечают

Записывают тему в тетрадь

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили?

— За что вы любите сказки?

— Назовите ваши любимые народные сказки.

— Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

— Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Ой вы гой-еси, люди добрые!

Обращаюсь я к вам за помощью. Приключилась у нас беда страшная. Коварный змей украл сказки детские, городские, деревенские! Страшный змей украл, проглотил – супостат, и без вас, друзья, не спасти их никак. Люди честные, люди добрые, помогите нам, не прогневайтесь, отправляйтесь в путь-дороженьку, в путь неблизенький, победите дракона страшного, а не то беда будет на Руси: нам без сказок всех только пол мести, только пол мести, только спину гнуть… Не народ без сказок мы – победите жуть, ну а тем богатырям, что отважатся, пусть дорога легкою покажется. И, конечно, без сомнения, награжу я всех героев без сожаления.

Царь Дадон- Поняли ли вы, ребята? Сказки, о которых у нас с вами сегодня должна была идти речь, похитил трехголовый Змей Горыныч. Если не помочь им, то русский народ останется без сказок. Сказочный царь просит отправиться нас в путь в сказочную страну выручать сказки. Но, для того чтобы туда отправиться, нужно вспомнить, что такое сказка.

(Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных приключениях и событияхСказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел)Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению сказок.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Слушают учителя

Отвечают, записывают в тетрадь Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

5.Чтение учебника. Слово учителя

Заполнение таблицы в тетради:

Вид Особенности Пример

Бытовая Нет фантастики и вымысла. Реальные герои. Репка

Волшебная Чудеса. Необычные герои. Снегурочка

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Читайте также:  Различие между народной и литературной сказкой

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою. Читают статью учебника

Заполняют таблицу в тетради

Выполняют упражнения Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Снятие мышечного напряжения, усталости

7. Беседа с классом.

-Итак, ребята. Мы с вами уже на полпути к спасению сказок. Думаю, царь Дадон очень вами доволен и рад, что выбрал таких помощников!

Отправимся дальше в путь. Перед нами сказочная дорога. Вспомните, с чего всегда начинается сказочная дорога? С камня? А на камне, глядите, написано:

-Так какую же дорогу нам с вами нужно выбрать?

(Первое правило сказки: если героям представляется выбор, то нужно выбрать то, что менее ценно)

— Нелегка наша дорога. По полям, по лесам, по широким степям, а вон впереди виднеется лес дремучий, непроходимый. Там поджидают путников всякие опасности да звери хищные. На опушке леса стоит избушка на курьих ножках. Какие нужно сказать волшебные слова, чтобы избушка повернулась?

( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, а к нам передом»)

-Ребята, а кто должен нас встретить в избушке такой?

— Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

-Баба-Яга может нам помочь, если мы расскажем ей докучные сказки. Любит их старушка. (Докучная сказка- небольшой стишок, состоящий из неограниченного количества одинаковых фрагментов)

(Сказка про белого бычка.Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала?)

-Баба-Яга благословляет отважных героев и говорит, какие испытания ожидают их.

— Второе испытание: на пути героев встретятся три колодца, необходимо правильно определить колодец с живой водой.

Там, где волны бьются в берег,

У распутья трех дорог,

Три колодца и три древа –

Зачерпни воды ковшом.

Зачерпни воды студеной

Ты из первого колодца,

Пей до хмели до бедовойИз второго ты колодца.

Только к третьему, смотри,

Даже близ не подойди.

Пить из третьего колодца

Ты запомни сей запрет:

В нем-то весь сокрыт секрет.

— Ребята, какой из колодцев с живой водой? Объясните, почему вы выбрали этот колодец?

(третий колодец, т.к. это еще одно правило сказки: если есть запрет, его нужно нарушить)

— Следующая – пещера. Вся в паутине, а к ней прицепились три листочка – дубовый, кленовый, березовый. На оборотных сторонах написаны загадки, которые вы должны отгадать, чтобы получить ключ от ларца, где спрятана тайна змеевой смерти.

-А кто же живет в пещере?

Кто в его пряжу попадет,

Что такое «ложь с намеком»

И для всех людей с «уроком»? (Сказка)

Что дает нам силу жизни?

Что зимой скрывает снег?

Что милей в чужой отчизне?

Под ногами ваш ответ. (Земля)

-Ребята, а кого нам надо одолеть?

-Ребята, мы с вами правильно отгадали все загадки, поэтому мы получаем ключ, открываем ларец и читаем про секрет смерти Горыныча.

-Так, остался последний шажок к победе. Вы читали статью в учебнике, теперь надо лишь вспомнить, как построена сказка.

Присказка (может стоять в любом месте сказки или вообще отсутствовать)

За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».

Часто в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

-Молодцы ребята. Одной головы у Горыныча нет. Следующий вопрос: какие языковые особенности сказок вы знаете?

(В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии». Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров)-Ребята, вы почти одолели врага! Последний вопрос: каких положительных героев сказок вы знаете?

(Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван: Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка)-Поздравляю вас, ребята, вы молодцы! Не случайно положительные герои помогли нам одолеть Змея Горыныча! А почему?

(добро всегда побеждает зло)

— А вот и царь Дадон прислал новую телеграмму:

Поклоняюсь я вам до пояса, что спасли народ, что сказки выручили, пусть же призом вам да наградой будет слава вечная. Самых умных и смелых духом наградить по-царски, остальным же отсечь голову.

Царь Дадон-Ребята, на доске написаны слова А.С. Пушкина. Как вы их понимаете?

(Сказки повествуют о вымышленных событиях, но в них есть поучение.Сказки учат нас добру, взаимопомощи) Слушают учителя

Отвечают на вопросы, работают с учителем

Отвечают на вопросы

Отвечают, доказывают примерами и поступками

Высказывают свое мнение Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам.работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения).

Читайте также:  Снять усталость с ног в домашних условиях народными средствами

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

8.Рефлексия Продолжите фразу:

Я считаю, что я работал…

Мне было интересно узнать, что / о чем… Делают анализ своей деятельности на уроке Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

9.Домашнее задание Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

Записывают задание в дневник

«Дональдс Вудс ВинникотРАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ Нестрашный психоанализ ВинникоттаКогда пишешь предисловие к такой книге, как эта, так и хочется начать его словами: “Дорогой читатель! Вы держите в руках совершенно удивительную, замечательную книгу. Она настолько хороша, что даже не верится.” Автор этих строк давно заним. »

«Консультации для родителей «Музыкотерапия в повседневной жизни» (музыкальный руководитель) Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали с. »

«Ориген Перевезенцев С. В. Ориген (185—254 гг.) родился в семье христианина и с юных лет познал гонения на новую веру — его отец был казнен за свои религиозные убеждения. Но это не отвратило молодого Оригена от христианства. Более того, он ст. »

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис» модифицированная физкультурно-спортивной направленности. Настольный теннис обладает огромной популярностью. Эта игра – увлекательная, бесконечно многообразная, доступная. »

«Профилактика ОРВИ у детей Одна из главных ролей в борьбе с вирусными инфекциями (ОРВИ) у детей отводится профилактике. Конечно, сегодня нет недостатка в лекарствах, разработанных специально для детей, и во многих случаях без них действительно не обойтись. Но нельзя забывать и о том, что главная роль в борьбе с вирусными инфекциями и их п. »

«УТВЕРЖДАЮПроректор по общим вопросам _В.В. Козлов»_» _ 2017г. Заключение № 50-05/1272 от 14.04.2017идентификационной экспертизы Настоящая идентификационная экспертиза проводится в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, на предмет наличия ограничений в области экспортного ко. »

«-18288022860000Памятка для родителейПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫПУСКНИКОВ,УЧАСТВУЮЩИХ В ОГЭ, ЕГЭ Почему они так волнуются? Сомнение в полноте и прочности знаний Стресс незнакомой ситуации Стресс ответственност. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Урок в 5 классе сказка как вид народной прозы фгос

Цель урока: развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести понятие «композиция сказки».

Обучающая : актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие «композиция сказки» ;

Развивающая : вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке,

развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы

Воспитательная : воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.

Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных;

Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой;

Тип урока : комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная работа

Необходимое техническое оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

3.Постановка учебной цели

— «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

-Начало чего прозвучало?

-Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока? С какими сказками мы будем знакомиться?

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

-Правильно, в ходе ур ока мы познакомимся с основными признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ.

Отвечают на вопросы

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

1. Слово учителя о сказках

-Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

— Дадим определение сказке. (Введение литературоведческого термина.

2. Основные признаки сказки (присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) Демонстрация признаков на примерах из сказки.

Беседа с объяснением:

6) Назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно.

3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок»

Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии)

Источник

Правильные рекомендации