Устав народных училищ 1786 г кратко

Устав народных училищ 1786 года

Разработки 1760-1770 гг. способствовали созданию важнейшего документа «Устава народных училищ» 1786 года. Основным источником для него явился австрийский школьный устав 1774г.

Устав стал плодом четырехлетней работы «комиссии об учреждении училищ», созданной указом от 7 сентября 1782 г. в составе: секретаря П.В. Завадовского, академика Ф.И. Эпинуса и тайного советника П.И. Пастухова.

Еще до окончательного утверждения Устава (5 августа 1786г.) в апреле 1786г. последовало повеление Екатерины II об организации в 25 городах Российской империи главных народных училищ, в том числе и в Петрозаводске.

Екатерининская школа, как и школа петровская, была государственной, но имела и еще две важных особенности: она стала общеобразовательной и бессословной.

Для создаваемых школ была организована подготовка учителей через учительскую семинарию, преподавателями которой стали профессора и адъюнкты Российской Академии Наук. Всего было подготовлено 100 учителей.

В Петрозаводске главное народное училище было открыто 22 сентября 1786г., в число учащихся было зачислено 95 детей (из них только 4 девочки). В следующем 1787г. малые народные училища (начальные школы) были открыты в уездных городах Олонецкой губернии Каргополе, Вытегре и Олонце.

Ряд родителей Петрозаводска предпочитали обучать детей частным образом, не желая отдавать их в главное народное училище. При приеме в училище многие дети были зачислены во второй и третий классы (при четырехлетнем курсе обучения).

Существовавшие еще ранее в Петрозаводске частные школы, учителями в которых являлись грамотные люди разного звания: купцы, мещане, чиновники, мастеровые, (даже женщины занимались обучением мальчиков), составляли реальную конкуренцию Главному народному училищу. Ученики частных педагогов неохотно шли в новое училище и часто возвращались к своим старым учителям.

То, что некоторые дети после открытия училища вновь возвращаются к своим прежним приватным (частным) учителям может быть объяснено некоторыми весьма существенными недостатками екатерининской государственной школы.

1.Отсутствие центрального органа управления образования.

2.Отсутствие определенного бюджета из государственных средств на народное образование.

3.Отсутствие достаточного контингента учителей и учреждений, которые готовили бы педагогический персонал.

4.Отсутствие преемственности между низшей и следующими школьными ступенями.

5.Несовершенство программ училищ.

Самым важным итогом в развитии образования в XVIII веке явилось создание единой общероссийской школы: государственной, общеобразовательной и бессословной.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Источник

Развитие народных училищ

Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782-1786 гг.

Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским (1782). В том же году комиссия предложила два важных документа: План открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам в Российской империи» (1786), а также «Правила для учащихся».

В разработке этих документов активное участие приняли и сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево, а также племянник М.В. Ломоносова М.Е. Головин, выпускник Петербургского университета Ф.В. Зуев, профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков. Ф.И. Янкович в этой комиссии играл главную роль. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западно-европейской организацией школьного дела.

В 1786 г. Комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной реформы – «Устав народным училищам в Российской империи».

Устав провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага, утверждал мысль о том, что воспитание следует начинать с самого раннего возраста.

Согласно Уставу 1786 г., по всей России, во всех городах и крупных селах открылись малые и главные народные училища – бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Малые народные училища создавались в уездных городах и селах со сроком обучения два года. Они должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, арифметике, чистописанию и пр. Главные училища должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Главные народные училища организовывались в губернских городах; срок обучения в них составлял пять лет.

Помимо программы малого училища, в курс обучения в главных народных училищах входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура. Для желающих – латинский и еще один иностранный язык, чаще всего – немецкий.

В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. После окончания педагогического училища предоставлялась возможность продолжить обучение в университете.

Училищами могли пользоваться средние слои населения. Они содержались на средства городских самоуправлений.

Уставом решался чрезвычайно важный вопрос о преподавании на «природном», т.е. русском, языке. Устав 1786 г. утвердил классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися; были установлены определенные сроки начала и окончания занятий. В школе появились расписание уроков, классная доска, классный журнал успехов и посещаемости учеников.

Реформа, предпринятая согласно Уставу 1786 г., была важным этапом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло; к концу XVIII в. из 500 городов России училища имели 254; их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек, что составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России.

Читайте также:  Образец русского народного фольклора

Кроме Устава 1786 г., Комиссия об учреждении народных училищ издала также «Правила для учащегося в народных училищах» (1783), дополнявшие Устав четким перечнем обязанностей школьников.

В 1783 г. при главном народном училище в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, первая и единственная на всю Россию. В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава главного народного училища и стала первым в России педагогическим учебным заведением. К концу XVIII в. выпускниками этой семинарии стали более 400 учителей народных училищ. Контроль за деятельностью

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

26. Устав народных училищ 1786 года.

В 1786 г. Комиссия создала проект об учреждении народных училищ, в том же году был утвержден «Устав народным училищам Российской империи», согласно которому создавались народные училища двух типов для обучения детей дворянства, купечества и духовенства: главное народное училищес пятилетним сроком обучения и малые народные училищас двухлетним сроком обучения. В них предполагалось организовывать обучение, основанное на принципах классно-урочной системы. В содержание обучения малого народного училища входили чтение, письмо, арифметика, рисование, катехизис и церковная история. В главных народных училищах к этому перечню предметов добавлялись русская грамматика, начала общей истории. В училищах предполагалось совместное обучение мальчиков и девочек, учебный день начинался в 8 ч и продолжался до 18 ч с перерывом с 11 до 14 ч, прием в училище детей осуществлялся два раза в год. В 1783 г. главным методическим документом, определявшим деятельность учителей народных училищ, было «Руководство учителям первого и второго класса» И.И. Фильберга, которое было переведено Ф.И. Янковичем де Миерево. В документе раскрывалась методика работы с классом, рассматривалась специфика преподавания различных предметов. В конце XVIII в. ряд ведущих ученых и педагогов России создали учебники для народных училищ по различным дисциплинам.

27. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX в. (уставы 1804,1828, 1864, 1871-1872 гг.)

. В «Предварительных правилах народного просвещения» (1803), а затем и в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» (1804) говорилось о том, что «для нравственного просвещения граждан, соответственно обязанностям каждого состояния, определяется четыре рода училищ, а именно: 1) приходские, 2) уездные, 3) губернские, или гимназии, 4) университеты». Основными принципами народного образования провозглашались бессословность, бесплатность и общедоступность. Согласно «Уставу. » Россия делилась на шесть учебных округов по числу университетов. Кроме уже существующих Московского, Виленского и Дерптского, в 1804–1805 гг. были открыты университеты в Казани и Харькове и главный педагогический институт в Петербурге, который в 1819 г. был преобразован в университет. Уставом вводилась строгая зависимость звеньев народного образования: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища – директору гимназии, гимназии – ректору университета, университет – попечителю учебного округа.

Приходские училища предполагали начальный уровень образования со сроком обучения в один год, они открывались по одному на приход (административная церковная единица) в каждом городе или селении. В программу обучения приходских училищ входили закон Божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых разделов из книги «О должностях человека и гражданина», занятия проводились по девять часов в неделю.

Уездные училища открывались в уездных и губернских городах, имели срок обучения два года и давали углубленную подготовку детям, закончившим приходские училища. Организованные ранее в ходе реформы конца XVIII в. малые училища преобразовывались в уездные, создавались новые. Содержание образования в уездных училищах было представлено законом Божьим, изучением книги «О должностях человека и гражданина», российской грамматикой, всеобщей и русской географией, всеобщей и русской историей, арифметикой, основами геометрии, физики и естественной истории, начальными правилами технологии, относящимися к хозяйству края и его промышленности, рисованием. В школе преподавали всего два учителя, насыщенная программа не давала возможности глубокого овладения знаниями по многим предметам.

Гимназииоткрывались в губернских городах, курс обучения в них составлял четыре года, они представляли собой среднюю ступень обучения, следующую за уездным училищем. Учебный план гимназии включал широкий круг предметов: латинский, французский и немецкий языки, историю, географию, статистику, естественную историю, опытную физику, теоретическую и прикладную математику, философию, изящные и коммерческие науки, рисование, технологию, музыку, гимнастику, танцы. Кроме того, в I классе добавлялись логика и грамматика, во II – психология и «нравоучение», в III – эстетика и риторика, в IV – юридические и политические науки. Окончившие гимназию выпускники могли поступать в университет.

В новом «Уставе о начальных и средних школах» (1828), наметившем пути реформирования образования. В «Уставе. » подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип – «каждому сословию свой уровень образования». В соответствии с этим приходские училища предназначались для низших сословий, уездные – для детей купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновников. Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, исключение из школы, а для преподавателей – увольнение со службы.

В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», в котором к начальному образованию были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские школы, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно было вестись на русском языке. Продолжительность обучения в Положении не указывалась. Фактически в лучших земских и городских школах она составляла три года, во многих других – два года. Все начальные народные училища, находившиеся ранее в ведении различных ведомств, были подчинены Министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открытых духовенством, делалось исключение: они оставались в ведении Священного Синода. В целом реформа начального образования согласно Положению 1864 г., означавшему ее бессословный характер, давала право открывать начальные школы органам местного самоуправления (земствам), допускала к преподаванию женщин, учреждала коллегиальные органы управления школой.

Читайте также:  Топ в народном стиле

В 1864 г. утверждается «Устав гимназий и прогимназий», который провозглашает принцип общечеловеческого образования и внесословной школы. Согласно уставу учреждаются два типа гимназий: классическая – с преподаванием латинского и греческого языков и реальная – без древних языков, обучение в них было рассчитано на семь лет. В реальной гимназии по сравнению с классической в большем объеме преподавались точные и естественные предметы: математика, естествознание, астрономия, физика, черчение. Предусматривалась организация прогимназий – неполных средних школ с 4-летним сроком обучения, соответствующим четырем первым классам гимназии. Как правило, они открывались в небольших уездных городах.

В 1871 г. был издан новый Устав гимназий, по которому все мужские гимназии были преобразованы в классические. Образование в них строилось вокруг гуманитарных предметов – древних языков, словесности, грамматики и др. В 1872 г. был издан Устав реальных училищ – средних школ с 6-7-летним сроком обучения. В последних классах училища предполагалась специализированная подготовка на коммерческом, механико-техническом или общем отделениях. В 1888 г. реальные училища с ликвидацией профессионально ориентированных отделений стали общеобразовательными учебными заведениями.

Принятый в 1884 г. новый Устав университетов значительно сокращал права на самоуправление высшей школы, отменял различные неформальные объединения и землячества, ставил под контроль Министерства народного просвещения деятельность профессорско-преподавательского состава.

Источник

Устав о народных училищах (1786 год)

Устав о народных училищах (1786 год)

Екатерина II решила покрыть Россию сетью школ и учебных заведений. К этой работе она призвала сенатора П.В. Завадовского (1739–1812 гг.), бывшего своего фаворита. На ниве любовника он трудился всего-то восемь месяцев, но это дурно сказалось на его репутации как у современников, так и у потомков, что крайне несправедливо. Завадовский был очень толковым, образованным, необычайно работоспособным и, что важно, порядочным человеком. Если бы в XVIII веке существовало понятие «интеллигент», то оно вполне подошло бы к этому человеку.

Начал свою карьеру Завадовский (будущий министр просвещения при Александре I) вместе с А.А. Безбородько (1747–1799 гг.) – будущим канцлером, оба они поначалу ходили в статс-секретарях императрицы. Оба на всю жизнь остались друзьями. Как уже говорила, фавор быстро кончился, Потемкин не переносил красивого и статного статс-секретаря. Он его буквально вытолкал из покоев Екатерины. Завадовский очень тяжело переносил свою отставку, он был искренне влюблен в императрицу.

Но через год она призвала его к делам и буквально завалила работой. О педагогике вначале речь не шла. Завадовский управлял Санкт-Петербургским дворянским банком, курировал строительство в подмосковном Царицыне, где архитектор Баженов возводил для Екатерины царскую резиденцию – дворцы и парки, был председателем комиссии по строительству Исаакиевского собора, и только потом царица решила использовать его на ниве народного просвещения.

В 1782 году была создана комиссия под руководством Завадовского по сочинению устава о народных училищах и составлению учебников для них – как переводных, так и отечественных. В комиссию входил и приглашенный Екатериной из Вены Ф.И. Янкевич. Он почитался в Европе авторитетом по части педагогики.

Прежде чем учить учеников, надо обучить учителей. В 1783 году была открыта учительская семинария, предтеча наших педагогических училищ. Было опубликовано «Руководство учителям первых и вторых классов». В этом документе уже были нововведения: разный подход к ученикам, в зависимости от их способностей и характера, учитель должен был быть терпелив, снисходителен. И, конечно, никаких розг, ремней, никаких «дранье за волосы, ставление на колени и дранье за уши». Было издано еще одно руководство, переводное: «О должности человека и гражданина». Удивительно, да и только, в то время словосочетание «российский гражданин» было совсем не в ходу. Как учить гражданской должности сына дворового? Куда понятнее звучит параграф из «Наказа» Екатерины. Пункт 352: «Всякий обязан учить своих детей страха Божия как начала всякого целомудрия и вселять в них все те должности, которых Бог от нас требует в десятословии своем и православная наша восточная греческая православная вера во правилах и прочих своих преданиях». Пункт 352: «Также вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам и почитать правительства своего отечества как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли».

Устав рекомендовал устроить главные народные училища (по одному в губернском городе) и малые народные (как в уездных, так и в губернских городах). Срок обучения в главных училищах – четыре года, в малых – два года. На учебу принимали детей из всех сословий, учиться могли даже дети крепостных. Первых два года детей учили закону Божию, чтению, письму и рисованию, и только на третий и четвертый год ученикам давали основы геометрии, механики, физики, естественной истории, также дети изучали всеобщую историю, географию и латынь. Во всех классах изучался трактат «О должности человека и гражданина», то есть в ребят «вперяли» любовь к отечеству и пытались «повадить» их почтению к правительству и матушке-государыне. Продумано было также и внеклассное чтение, это был набор нравоучительных историй, где искоренялись пороки, добро торжествовало над злом, во главе угла стояло милосердие и все прочие качества со знаком плюс. В букваре даже существовало такое понятие, как учтивость – «это добродетель, которая состоит в знании жить честным и благопристойным образом…» Учили и правилам поведения: не чесать головы, «чихать с тихостью», не харкать и т. д.

Как всегда в правление Екатерины, все делалось с помпой. Павленко: «Открытие главных народных училищ в 25 губерниях намечалось на 22 сентября. Оно должно было сопровождаться торжественной церемонией. В Перми эта церемония выглядела так: утром 22 сентября «достопочтенная публика собралась у дома губернатора, откуда процессия, возглавляемая четырьмя прибывшими из Петербурга в Пермь учителями, за которыми следовали 25 мальчиков в довольно длинных кафтанах и шляпах, за ними по два депутата от дворян и от купечества, двинулись к соборной церкви, где была совершена торжественная литургия». После этого огромная толпа людей под колокольный звон и пушечную пальбу направилась к зданию народного училища, где после молебна, прочтения «Устава народных училищ», а также речей директора и одного из учителей, состоялось окропление класса священником, и учащиеся приступили к занятиям. После окончания состоялся торжественный обед, салют из пушек и концерт».

Читайте также:  Увеличены лимфоузлы в легких лечение народными средствами

Ах, наши просьбы и желания – да Богу в уши. Задумано хорошо, но не хватало учителей, учебников, достойных помещений. Родители далеко не всегда хотели отдавать детей в школы, дети далеко не всегда хотели «грызть гранит науки». Учителя пили, дети безобразничали… Что рассказывать, и так все понятно.

230 лет прошло, а проблемы как были, так и остались. Две трети своей жизни я прожила при советской власти, поэтому могу засвидетельствовать. Все свое время советская власть с полной искренностью, с екатерининской наивностью и с коммунистической твердостью создавала «нового человека» – строителя коммунизма. Стройка эта предполагалась вечной, никто и не верил, что когда-нибудь дойдем до вершины (или до дна).

Мои рассуждения похожи на ворчание стариков, но они же и предупреждение. Детей надо хорошо и правильно учить, учить добру и всему «хорошему прочему», даже если миф о создании идеального человека развенчан. Идеальным может быть только робот. И Екатерина II учила, как умела, за что ей честь и хвала.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Джон Франклин (1786 г. – 1847 г.)

Джон Франклин (1786 г. – 1847 г.) Правительство Ее величества решило сделать дальнейшую попытку пройти Северо-западным путем из Атлантического океана в Тихий и сочло удобным поручить Вам начальствование над обоими выделенными для этой цели кораблями «Эребусом» и

1786 Об этой встрече см.« Брут», Грей: Scalaavnica; Rotuli Parliamentorum; Шентон

Фридрих II Великий (Род. в 1712 г. – ум. в 1786 г.)

Фридрих II Великий (Род. в 1712 г. – ум. в 1786 г.) Прусский король из династии Гогенцоллернов. Крупный политик и выдающийся полководец. В результате его завоеваний территория Пруссии выросла почти в два раза. Фридрих II Великий – один из известнейших правителей и крупнейших

Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855)

Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855) Сергей Семенович Уваров – русский государственный деятель, министр просвещения и автор так называемой «теории официальной народности» – происходил из старинного дворянского рода. Его отец служил адъютантом у Г. А. Потемкина, а крестной

Фридрих II Великий (род. в 1712 г. – ум. в 1786 г.)

Фридрих II Великий (род. в 1712 г. – ум. в 1786 г.) Прусский король из династии Гогенцоллернов. Крупный полководец. В результате его завоевательной политики территория Пруссии выросла почти в два раза. Фридрих II Великий – один из крупнейших полководцев XVIII ст. – представляет

ЧТЕНИЕ XVI Об училищах и писателях русских при Екатерине II; о второй турецкой, шведской и двух польских войнах при ней — О царствовании императора Павла Петровича

ЧТЕНИЕ XVI Об училищах и писателях русских при Екатерине II; о второй турецкой, шведской и двух польских войнах при ней — О царствовании императора Павла Петровича До времен Екатерины II по городам, кроме столиц, не было училищ для всех, за очень немногими исключениями;

«Поверенные от белорусского еврейского общества» 1785–1786 гг.

«Поверенные от белорусского еврейского общества» 1785–1786 гг. В первых числах марта 1785 г. Екатерина II удостоила аудиенции двух евреев, именовавших себя «поверенными белорусского еврейского общества»[202]. Один из них, Цалка Файбишович, второй гильдии купец из Витебска, был

1786 Tibet: a Human Development, 2007.

Федор Николаевич Глинка (1786–1880)

Источник

Школьный устав 1786 г

Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782-1786 гг. Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским (1782). В том же году комиссия предложила два важных документа: План открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам в Российской империи» (1786), а также «Правила для учащихся». В разработке этих документов активное участие приняли и сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево, а также племянник М.В. Ломоносова М.Е. Головин, выпускник Петербургского университета Ф.В. Зуев, профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков. Ф.И. Янкович в этой комиссии играл главную роль. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западно-европейской организацией школьного дела. В 1786 г. Комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной реформы – «Устав народным училищам в Российской империи». Устав провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага, утверждал мысль о том, что воспитание следует начинать с самого раннего возраста. Согласно Уставу 1786 г., по всей России, во всех городах и крупных селах открылись малые и главные народные училища – бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Малые народные училища создавались в уездных городах и селах со сроком обучения два года. Они должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, арифметике, чистописанию и пр. Главные училища должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Главные народные училища организовывались в губернских городах; срок обучения в них составлял пять лет. Уставом решался чрезвычайно важный вопрос о преподавании на «природном», т.е. русском, языке. Устав 1786 г. утвердил классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися; были установлены определенные сроки начала и окончания занятий. В школе появились расписание уроков, классная доска, классный журнал успехов и посещаемости учеников.

Реформа, предпринятая согласно Уставу 1786 г., была важным этапом в развитии школьного дела.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Правильные рекомендации