Устное народное творчество в мире русской народной песни

Конспект урока по литературе на тему «Фольклор. В мире русской народной песни» 8 класс

Выбранный для просмотра документ Фольклор. В мире русской народной песни.docx

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: в мире русской народной песни

— Давайте еще раз с вами вспомним: что такое фольклор?

— Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) (сверяемся по слайду)

— Назовите жанры устного народного творчества.

Поиграем 3 человека

4) поговорка краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам. ,

7) Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

Открытие нового знания

Давайте прочитаем статью «Русские народные песни», а потом ответим на вопросы:

— О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?

— Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?

— Назовите виды лирических песен.

— В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).

Группа 1. Хороводные и лирические песни.

Прочитайте выразительно текст народной песни.

К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ

С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или веселая? Почему вы так думаете?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись – неречевые звуки, параллелизм, обращение). Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Группа 2. Исторические песни.

Прочитайте выразительно текст народной песни.

К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

( В народной исторической песне словами добрый молодец подчёркивалась молодость и сила героя. Под выражением походы удалые подразумевались быстрые и успешные походы против врагов, полные проявлений лихой доблести и славных подвигов. Житьё свободное — воля и простор, на которых живёт человек: под выражением народный заступник имелось в виду обращение качеств героя к пользе всего народа)

План работы группы

Прочитайте статью учебника о частушках.

Каковы особенности жанра частушек?

Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? (Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифмы.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подготовить развернутый ответ по теме урока, по следующему плану:

Какие существуют группы народных песен? Что что такое обрядовый фольклор и для чего он нужен? Какие народные песни вы знаете?

Перечислите особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства демонстрируют?

Выбранный для просмотра документ Фольклор. В мире русской народной песни.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

В мире русской народной песни

Характерные особенности УНТ Устная форма существования Коллективный автор – народ Вариативность Исполнение различными сказителями

Жанры УНТ Сказка Былина Пословица Поговорка Предание Частушка Песня

Жанры УНТ 3) Сказка 4) Былина 2) Пословица 5) Поговорка 7) Предание 1) Частушка 6) Песня 1) Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. 2) древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI вв. 3) изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. 4) краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). 5) жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение 6) жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. 7) музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

1 группа Хороводные и лирические песни 1) Прочитайте выразительно текст народной песни. 2) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ 3) С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или веселая? Почему вы так думаете? 4) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение). Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? 5) Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Группа 2 Исторические песни 1) Прочитайте выразительно текст народной песни. 2) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ. 3) С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях? 4) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? 5) Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Группа 3 Частушки 1) Прочитайте статью учебника о частушках. 2) Каковы особенности жанра частушек? 3) Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…». 4) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? 5) Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Домашнее задание Подготовить устное сообщение «Русские народные песни», придерживаясь следующего плана: Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся? Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям? Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки. Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время? Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Источник

Конспект урока на тему: В мире русской народной песни (лирические, исторические)». 8 класс

Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: В мире русской народной песни (лирические, исторические)». 8 класс»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район Курская область

Конспект урока литературы на тему:

«В мире русской народной песни»

(лирические, исторические песни)

Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.

Основное содержание урока:

Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Развитие представлений о народной песне, частушке. Русские народные песни в актерском исполнении.

Основные виды деятельности:

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Чтение и на вопросы выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актерского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника.

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Сценарный план урока

Актуализация знаний. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне.

— Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

— Каковы характерные особенности устного народного творчества? ( устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

— Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

— назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

— В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

— Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни» (после ответов на вопросы формулируется тезис статьи учебника):

— О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки).

— Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? (Календарные песни). Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника? (Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни,)

— Назовите виды лирических песен.(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни).

С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания-плачи).

— В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).

— Как появились исторические песни? В чем особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?

— Отчет о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и мен исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин,, Суворов, Кутузов.

Читайте также:  Топленое масло в косметике народные средства

— В чем своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель ее исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?

— Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.

Таблица «Виды русских народных песен»

Источник

Устное народное творчество В мире русской народной песни.

05.09.2011. Урок 2. Устное народное творчество В мире русской народной песни.

(лирические, исторические песни).

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.

Цели : повторить жанры унт;

Показать особенности жанра народной песни;

Вызвать у учеников интерес к этому жанру;

Развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Оборудование: Презентации «Народные песни», «Частушка», ролик «В тёмном лесе», МР3 Песни «Вдоль по улице…», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…»

I. Организационный момент.

II. Проверка дом. з. Пересказ статьи учебника «Русская л – ра и история» (С. 3-4), ответы на вопросы на с. 4

III. Беседа с уч – ся:

ü Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?

ü Какие свойства характера воспеваются в нар. сказках? (Смелость, храбрость, доброта, любовь к Родине)

ü Какие типы сказок вам известны?

ü Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

ü Какие циклы былин вы знаете? (киевские, новгородские)

ü Вспомните героев былин. Расскажите о некоторых их них.

ü Что такое пословицы, поговорки. Приведите примеры. Объясните смысл.

ü Что общего у пословиц и поговорок? Чем он различаются?

ü Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

II. Изучение новой темы.

1. Слушание народной песни «Вдоль по улице…»

Надеюсь, вы догадались, что наш литературный корабль направляется к причалу под названием «Лирические песни», и я, как лоцман из порта, помогу вам разобраться в особенностях этого порта.

Итак, мы начинаем свое путешествие по страницам русского фольклора.

Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Вдоль по улице. ». Песня поражает лирической проникновенностью, исповедальностью признания. Вспомните другие песенные строки народной поэзии.

– Как создается и живет народная песня?

В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Это герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженном в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека о рождения и до смерти сопровождалась песней.

Первые записи русских народных песен относятся ещё к Χ V ІІ веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг.

3. Работа по учебнику.

Чтение статьи «Русские народные песни», с. 5–8 (до « и сторических песен»). Обсуждение статьи:

1) Какие жизненные обстоятельства вызвали появление народных песен?

2) На какие группы делятся народные песни?

3) Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры. (Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, украшали страницы художественных произведений. К плачам Ирины Андреевны Федосовой обращался Н. А. Некрасов, создавая в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ крестьянки. Их цитировали и слегка переделывали П. И. Мельников (Печерский) в романе «В лесах», М. М. Пришвин в очерках «В краю непуганых птиц» (гл. «Вопленица»). Мотивы народных песен отразились в стихах Кольцова. Помним мы и пушкинское: «Ах, умолчу ль о мамушке моей. » – благоговейные строки о няне, которой поэт обязан многими страницами своей поэзии, особенно сказками.)

4) Исполнение мужским хором «Валаам» «В темном лесе. » (с. 8 учебника) с последующим обсуждением: ваши открытия в композиции, интонации, лексике лирической песни, в ее стихе (лирическая проникновенность, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива. ).

Предлагаю послушать еще одну песенную страницу народной поэзии «Уж ты ночка, ноченька тёмная…».

2. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная. » и «Вдоль по улице метелица метет. » (с. 9–10 учебника).

– Чей голос вы услышали в лирической песне?

– В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу?

– Ваши открытия в лирической песне.

— – Можно ли сблизить такую песню со стихотворением? Попробуйте определить ее стихотворный размер

Устный анализ лир. песни по предложенному плану

1) Выразительное чтение песни.

3) Кто и когда мог её исполнять

4) Каким чувством проникнута песня?

5) Какие художественные приёмы использованы в песне?

6) Из каких частей она состоит?

7) Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

III. Подведение первых итогов урока.

– Какие существуют группы народных песен?

– Что вам известно об обрядовом фольклоре?

– Каковы особенности лирических песен?

3. Заключительное слово учителя по 1-й час ти урока.

– Как вы считаете, всякое ли стихотворение может превратиться в народную песню? Конечно, нет. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известные – «Под вечер, осенью ненастной», «Буря мглою небо кроет»; из стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу»; Некрасова – «Что так жадно глядишь на дорогу», «Ой, полна, полна коробушка». А прекрасные стихотворения Тютчева, хотя и положены были на музыку, популярности в народе не обрели. Фольклористы, исследуя причины этого, пришли к выводу, что в народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий; менее удобные – ямб и дактиль), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.

В народном бытовании они подвергались переработкам с целью приблизить их содержание к народной поэзии, придать им нужные песенные качества.

(Композиционные и стилистические изменения указывают на стремление к наибольшей ясности и художественной простоте.)

Охотно допуская приемы поэтики старинных устных песен – постоянные эпитеты, слова ласкательные и т. д., фольклорная песня не терпит подлаживания под простонародную речь.

Расположение рифм имеет большое значение для перехода стихотворения в фольклор. Наблюдения показывают, что здесь чем проще, тем лучше. Слишком сложные строфы не годятся. Рифмы обычно парные или через стих; даже опоясывающие рифмы в песнях встречаются редко. потому что они для слуха труднее перекрестных, осложняют ритм.

(По статье И. Н. Розанова

«От книги к фольклору»)

4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 9).

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Исторические песни – это.

– По форме они близки.

– Основные образы исторических песен.

– Художественные приемы, используемые в исторических песнях.

4) Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 10–11 учебника).

— Встречаются образы, присущие лирической песне (добрый молодец, родной батюшка, сироты горемычные)

— ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ: лес тёмный, садик зелёный, кандалы мои, кандалики, /кандалы мои тяжёлые, как во темнице, во тюремнице.

— ЭПИТЕТЫ, указывающие на определённое историческое событие: «кандалы тяжёлые», «походы удалые», «жильё свободное».

ПАРАЛЛЕЛИЗМ, характерный для лирической песни: идея сопоставленя душевных переживаний с явлениями природы – «Ты звезда ли моя, звёздочка, высоко ты звёздочка восходила» и Пугачёв умер – «красное солнышко закатилось»

— В песнях явно выражено СОЧУВСТВИЕ Пугачёву, сострадание. Это заметно по множеству уменьшительных суффиксов: «звёздочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька»;

— и по обилию ОБРАЩЕНИЙ, и по ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКЕ: «добрый молодец», «походы удалые», «житьё свободное», «народный заступник», «родной батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачёв в песне изображается как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нём и за него.

— Песня «Пугачёв казнён» напоминает жанр плача, включает типичные для этого жанра устойчивые выражения: «На кого ты нас покинул?», «Некому за нас заступиться».

— Есть ли сходство исторических песен и предания о Пугачёве с другими жанрами унт? (с былинами:

§ Речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений.

§ Как и былины, песни исполняются напевно, речью.

– Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили?

– В чем тайны высокой художественности исторических песен?

IV. Подведение итогов урока.

– Каковы особенности исторических песен?

– В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

– Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни?

Домашнее задание: самостоятельно подготовить тему «Частушки», рассказать о своеобразии этого жанра; подобрать для чтения в классе несколько частушек; попытаться составить свою частушку на школьную тему. (Презентация «Частушки» в папке 8 кл Литература «Народные песни»

Источник

Литература 8 класс 2 урок «В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)»

Описание презентации по отдельным слайдам:

В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ (ЛИРИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ) Устное народное творчество Урок 2 Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе. », «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная. », «Вдоль по улице метелица метёт. ». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Развитие представлений о народной песне, частушке. Русские народные песни в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника. Планируемые результаты: Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа. Метапредметные: развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. Предметные: понимание фольклора как особого способа познаний русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Читайте также:  Осетинские народные песни слова

Подготовить устное сообщение «Русские народные песни». Завершить заполнение таблицы. Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся). Индивидуальные задания. Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся). Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» (много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами). Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком. Домашнее задание Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Источник

Урок в 8 классе по теме «Устное народное творчество: песни «

Урок литературы в 8 класс «Устное народное творчество: песня»

Учитель русского языка и литературы Соколова Татьяна Николаевна

1) повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами;

2) формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

3) воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

4) формировать умение работать в группах.

Приобщить учащихся к усвоению русского фольклора

Развить навык анализа произведений устного народного творчества

Прививать любовь, интерес, уважение к творчеству родного народа.

мультимедийная презентация учителя, учебник, распечатанные материалы для самостоятельной работы учащихся, народные песни.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в прошлое, далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас, и называется она устное народное творчество (1 слайд).

1. Беседа.(2 слайд) 1 мин

Что такое устное народное творчество?

Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Назовите.

2. 3-4 слайд. Задание: соотнесите попарно произведения и жанры устного народного творчества.

(цель: повторить знания учащихся о жанрах УНТ. Прием: паутинка. форма работы – самостоятельная с дальнейшей проверкой) 4 мин

III . Объяснение нового материала.

Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества.

Всем с детства знакомо это произведение, а знаете ли вы, ребята, кто написал любимого « Колобка»? Что вы знаете про сказки?

1. Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций.
При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» – не исключение. По классификатору сказочных сюжетов история про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.

Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу. Однако в последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И у текста, опубликованного в них, действительно есть автор.

Ребята, как вы думаете, для чего люди придумывали сказки? Для развлечения, и поучения малых деток.

Что в сказке вы заметили при прослушивании? Повторы. Это особенность русских народных сказок.

Почему концовка сказки немного грустная ( и почему только немного?)

Да потому, что это вымысел, а грустная, потому что поучает и заставляет задуматься. Не стоит хвалиться и быть легкомысленным. Нужно думать, правильно себя вести и быть очень осторожным!

Как гласит народная мудрость: « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность.

Про сказку все мы с вами помним и знаем, а сейчас перейдем к песне.

2. Прочитайте слова известных писателей 19 века (на слайде). Как вы понимаете, что хотели сказать авторы?

3. Что мы хотим узнать о народных песнях? (постановка цели урока учащимися) 2 мин

4. Слово учителя. Какие бывают песни? (учитель показывает схему-кластер на 6 слайде)

Основное назначение народных лирических песен – выражать чувства, мысли, настроение народа. Давайте посмотрим отдельно на каждый вид песни.

5. Работа в группах. (3-4 человека)

Задание: познакомьтесь с разными жанрами народных песен, подготовьте ответ по плану (7 слайд), заполните свою часть таблицы в тетради (8 слайд).

Время работы в группах 5-7 минут.

6. Рассказ каждой группы о своем жанре. Остальные учащиеся в это время записывают кратко в тетрадь особенности жанра.

(Требование к ответу: краткость, лаконичность, точность изложения информации). (Цель: формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию). 10 мин.

IV . Проверка знаний учащихся.

Прослушивание русской народной песни « Полюшко-поле…».

Как вы думаете, почему песни для русского народа имели огромное значение в жизни? Люди много трудились, занимались хозяйством, пахали, обрабатывали землю. И во время работы пели песни. Всегда песня сопровождала тяжкий и добросовестный труд русского человека. Мужчины пахали и сеяли, женщины следили за домом, доили коров, нянчили деток и снова- с песней! Детям рассказывали сказки, пели колыбельные песни, развлекали частушками, прибаутками…

Как вы думаете, что воспевали, кому посвящали все эти замечательные творения русский народ? Правильно, полю, земле, солнцу, природе, труду, человеку, животному…. Люди невероятно трепетно относились к природе, которая, в свою очередь, одаривала их своими богатствами ( земля-хлебом, небо-солнцем и дождем, лес-грибами, ягодами, орехами; луга-цветами и целебными травами)

На доске записаны пары слов

Беседа о словах и значении.

Просмотр иллюстраций, посвященных Земле Русской.

Нарисуйте образ русской земли (это может быть широкое поле осенью, густой лес летом, речка около деревушки зимой).

Учащиеся в парах рисуют образ Русской Земли. Обсуждение рисунков, анализ цветовой гаммы, настроения. Выбор ярких, теплых цветов ( используют карандаши), Русская Земля ассоциируется с добром, нежностью, гордостью, Величием…

IV . Проверка знаний учащихся.

1. Первичная проверка знаний учащихся (9 слайд)

Задание: соотнесите цитаты народных песен с их жанрами.

( цель: первичная проверка знаний, ФОПД – самостоятельная с последующей проверкой в парах). Время: 3 мин+2 мин

V. Подведение итогов урока.

Беседа. Что вы узнали о народных песнях? Что выражают народные песни?

Какой вывод можно сделать из того, что мы сегодня с вами узнали?

Ласково и с любовью относились люди ко всему окружающему их. Уважительным и заботливым было отношение друг к другу. Помогали, поддерживали советом, делом, соседа, брата, друга… Любили детей и приучали их с малых лет к труду, приобщали к бережному отношению ко всему живому и неживому. И детки учились на замечательных сказках и песнях, росли добрыми, мыслящими, отзывчивыми.

Мы можем гордиться тем, что имеем такой огромный запас творчества Русского народа. Вы станете родителями и научите своих деток хорошему. Не раз обратитесь за помощью к фольклору: песни, сказки, частушки… послужат вам добротным подспорьем в воспитании и развитии личности

VI. Рефлексия.(11 слайд) 2 мин

Продолжите фразу: Народные песни – это…

Народные песни нужны, чтобы…

В моей семье народные песни….

VII . Домашнее задание: (дифференцированное)

1. Найти тексты произведений русских писателей и поэтов, в которых использованы лирические песни. Для чего они используются в произведениях?

2. Записать тексты лирических песен, которые поют в вашей семье (1-2 песни)

Материалы, помогающие в разработке и проведении урока.

Раздаточный материал для работы в группах.

В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:

«Ай же вы, мои слуги верные,
Палачи мот немилосливые!
1
Берите-ка моего сына царского,
Того ли Федора Иванова,
За него за ручушки за белыя,
За него за перстни за злачёные,
Ведите-тко на поле на Куликово,
На это-то на место на торговое,
Срубите-тко ему буйну головушку
За него изменушку великую!»

Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:

«Судари мои, братцы, голь кабацкая,
Поедем мы, братцы, на сине море гулять,
Разобьемте, братцы, бесурмански корабли,
Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,
Поедемте, братцы, в камену Москву…»

Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения.

Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения 1 становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

Читайте также:  Пчелиный положок в народной медицине

Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели. »

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченный из постного теста крестик. Печенье-крестики воспринимались как вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.

Крестики, жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!

На Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла» поётся: Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…

Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи на сем да на белом свете
Уже жить да в грозной службе государевой:
Как еденьице солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песнирассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.

Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

Хороводные и игровые песни

К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые. Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные. В орнаментальном хороводеучастники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ возникли в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. Большое количество их представлено уже в сборнике М. Д. Чулкова «Собрание разных песен» (Ч. 1—4, 1770—74).

По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события, начиная со времен Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18.

В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев — А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. И. Платова. Форма этих песен испытала влияние литературной поэзии.
Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Вдоль по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-прошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
“Сколь вам, матушки, и гнаться — расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!”

Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.

Из солдатской песни «Что победные
головушки солдатские…»

Что не грозная туча подымалася,
Что не чёрные облака сходилися,
Что подымался выше облак чёрныё дым,
Загремела тут стрельба ружейная;
Что не алое сукно в поле заалелося,
Заалелася тут кровь солдатская…

Источник

Правильные рекомендации