Вода и антифриз плюсы и минусы

Сантехнические работы Тюмень

Антифриз в системе отопления – плюсы и минусы

Антифриз – жидкость /чаще всего пропилен-гликоль или этиленгликоль/, обладающая свойствами не замерзать на холоде как вода. Поэтому антифриз используют в тех системах, где время от времени зимой выключают котел /например, на дачах/ или при наличии энергозависимого котла /как часто бывает – домовладелец дома уехал в отпуск, отключили электричество, котел встал, дом промерз, батареи с водой лопнули/.

Но при всех плюсах, антифризы имеют свои минусы. Любой антифриз по своему составу – более вязкий и менее теплопроводный, чем вода. Теплоемкость антифризов на – 15,020,0 % меньше, чем у воды; вязкость в 23 раза выше; объемное расширение на – 40,060,0 % больше. Это означает, что для системы отопления с антифризом нужно брать котел большей мощности /примерно на – 20,0 % больше обычной/, а также более мощные циркуляционные насосы. Для использования систем с антифризом требуется увеличить на – 30,050,0 % тепловую мощность радиаторов, на – 40,060,0 % – объем расширительного бака.

Не дадим вашей системе отопления разморозиться +7-932-2000-535

Есть мнение, что антифриз в системе отопления может пригорать, поэтому его не рекомендуется использовать в системах с естественной циркуляцией – движение теплоносителя по такой системе медленнее, чем при применении циркуляционных насосов.

Пропилен-гликоль в принципе не советуют нагревать выше – 70,0 °C градусов и даже при такой температуре он может незначительно пригорать и снижать срок службы котла. Этиленгликоль также нельзя перегревать, потому что это ведет к разложению этиленгликоля и разложению антикоррозионных присадок.

Любой антифриз – и на основе – пропилен-гликоля, и на основе – этиленгликоляпри перегревании пенится, в системе отопления образуются воздушные пробки /в современных антифризах специальные присадки блокируют этот процесс и завоздушивания системы не происходит/. Антифриз – нельзя применять в стальных оцинкованных трубопроводных системах, потому что начнется взаимодействие ингредиентов антифриза и цинка.

Часто в антифризы добавляют присадки, которые могут растворять образовавшиеся осадки и накипь, предотвращают разрушение уплотняющих элементов.

В России наибольшее распространение получили антифризы на основе водного раствора этиленгликоля : Прайд-40, Прайд-К, Прайд Элит-К /«ПРАЙД», Москва/, Хот Блад-30М, Хот Блад-65М /«ТЭКС», Москва/, Нордъ-К, Нордъ-65 /«ХИМАВТО», Москва/, Dixis-30, Dixis-65, Гольфстрим-30, Гольфстрим-65, Аргус Хатдип, Аргус Галан /«ПРИМА ЛЕКС», Москва/, Теплый дом /«ГЕЛИС-ИНТ», Москва/ – с антикоррозийными и анти-вспенивающими присадками.

Концентрированные растворы имеют температуру кристаллизации до – 65,0 °C. Изменяя соотношение концентрата и воды, можно получить жидкость с температурой замерзания от – 10,0 °C до – 65,0 °C. Обычно антифриз продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше – 65,0 °C и температурой замерзания не выше – 30,0 °C. При этом концентрированный вариант /рассчитанный на – 65,0 °C/ может быть разбавлен водой. Для получения теплоносителя с температурой замерзания – 30,0 °C, к двум частям антифриза надо добавить одну часть воды, для – 65,0 °C – смешать антифриз пополам с водой.

Нужно помнить, что при разбавлении теплоносителя снижаются его антикоррозионные свойства.

Отопление и водоснабжение – многогранный инженерный процесс,

требующий знаний и умений ПРОФЕССИОНАЛА.

Проясним Вашу ситуацию и ответим на вопросы бесплатно +7-932-2000-535

Сантехнические работы Тюмень

Источник

Антифриз в автономной системе отопления

Вода или антифриз: плюсы и минусы

Антифризы, по сравнению с водой, обладают целым рядом преимуществ, главным из которых является более низкая температура замерзания. Залив в систему антифриз, можно решить основную проблему: перестать беспокоиться о возможной «разморозке» батарей и посещать зимой свой загородный дом, когда захочется. Система отопления с антифризом всегда готова к использованию. Для придания антифризам дополнительных полезных качеств в них включают присадки. В итоге вся система отопления (при правильной эксплуатации!) может прослужить дольше: присадки защищают от коррозии металлы, входящие в систему отопления, растворяют и выводят образовавшиеся осадки и накипь, предотвращают разрушение уплотняющих элементов. Кроме того, у антифризов существует и определенный «запас прочности», предохраняющий «размораживание» системы, когда температура окружающей среды опускается ниже номинальной для залитого в систему антифриза, но он еще не замерзает.

К сожалению, за полезные качества теплоносителя (антифриза) приходится платить. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле.

К особенностям применения антифризов можно отнести следующее.

Конечно, это усредненные показатели, все зависит от конкретной марки и производителя, но общая тенденция именно такова. Кроме этого, у разных антифризов разнятся величины теплопроводности, температуры кипения, другие характеристики.

Таким образом, системы отопления, в которых используется антифриз, отличаются от тех систем, где теплоносителем выступает вода. Для использования систем с антифризом требуется увеличить на 30–50% тепловую мощность радиаторов, на 40–60% — объем расширительного бака. Необходимо устанавливать и более мощный циркуляционный насос, увеличивать мощность котла. Так что наливать вместо воды в систему антифриз — не получится. Прежде чем использовать антифриз в системе, необходимо привести в надлежащее соответствие все имеющееся отопительное оборудование.

Есть и еще ряд субъективных моментов в использовании антифризов. Антифризы на основе этиленгликоля, к примеру, нельзя перегревать — это ведет к термическому разложению этиленгликоля и антикоррозионных присадок.

Читайте также:  Амортизатор капота хендай акцент

Образующиеся кислоты и осадки могут негативно влиять на работу всей отопительной системы в целом. Перегретый антифриз вспенивается, в системе образуются воздушные пробки. Для предотвращения этого негативного фактора существуют специальные присадки, добавляемые в антифризы.

Нельзя забывать, что антифризы, по сравнению с водой, обладают свойством повышенной текучести. Чем больше в системе количество различных соединений, чем больше стоит различных прокладок, уплотнений, тем больше внимания надо уделять качеству сборки всех элементов системы, иначе повышается вероятность появления протечек. Причем, вследствие повышенной текучести антифриза, протечки могут появляться и не сразу, а, например, при переводе системы на более «холодный» режим работы. Физика процесса понятна: при меньшей температуре металл в местах соединений сужается и образуются микроканалы, в которые начинает просачиваться антифриз.

Некоторые виды антифризов (в основном на основе этиленгликоля) токсичны, поэтому их нельзя применять в общей системе ГВС. Пары некоторых антифризов ядовиты, и для таких теплоносителей требуются закрытые расширительные баки.

Не все отопительные котлы могут работать с теплоносителем-антифризом. И прежде, чем приобретать котел или переводить его на антифриз, необходимо проконсультироваться у продавцов и специалистов: допустимо ли использование прибора в системе отопления, где в качестве теплоносителя выступает антифриз? Заверения же продавцов некоторых антифризов о якобы «универсальности» их товара для всех типов котлов — представляется весьма сомнительным, скорее всего срок службы котла с антифризом, не рекомендованным производителем, существенно сократится.

Если Вы переводите уже установленную систему на антифриз, то помните: антифриз не может использоваться в стальных оцинкованных трубопроводных системах, т.к. цинк вступит в химическую реакцию, последствия которой ударят по кошельку владельца.

Антифриз — достаточно дорогой теплоноситель, но стоимость антифриза, заливаемого в систему, не сопоставима с ремонтно-восстановительными работами в случае размораживания этой системы отопления.

Что же заливать?

На этот вопрос однозначного ответа не существует: все зависит от конкретных условий, в которых находится загородный дом и его владелец. Но если Вы зимой желаете приехать в свой коттедж и сразу включить батареи, то заливайте в систему антифриз — не прогадаете! Правильно подобранные элементы системы отопления, их точно рассчитанные параметры и характеристики, верно выбранный тип антифриза и качественный монтаж всех узлов — залог того, что система отопления будет служить надежно и долго.

Какой антифриз выбрать?

Основным свойством антифризов является их низкая температура замерзания.

Кроме этого, каждый производитель старается улучшить выпускаемый антифриз путем введения специальных присадок и придать ему дополнительные качества.

Известно много видов антифризов. В их основе лежат водные растворы различных веществ: солей, спиртов, моно- и диэтиленгликоля, пропиленгликоля и др. В России наибольшее распространение получили антифризы на основе водного раствора этиленгликоля: Прайд-40, Прайд-К, Прайд Элит-К («ПРАЙД», Москва), Хот Блад-30М, Хот Блад-65М («ТЭКС», Москва), Нордъ-К, Нордъ-65 («ХИМАВТО», Москва), Dixis-30, Dixis-65, Гольфстрим-30, Гольфстрим-65, Аргус Хатдип, Аргус Галан («ПРИМА ЛЕКС», Москва), Теплый дом («ГЕЛИС-ИНТ», Москва), АТ-35 («Фобос») с антикоррозийными и антивспенивающими присадками.

Концентрированные растворы имеют температуру кристаллизации до –68 °С.

Изменяя соотношение концентрата и воды, можно получить жидкость с температурой замерзания от –10 °С до –65 °С. Обычно антифриз продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше –65 °С и температурой замерзания не выше –30 °С. При этом концентрированный вариант (рассчитанный на –65 °С) может быть разбавлен водой. Для получения теплоносителя с температурой замерзания –30 °С к двум частям антифриза надо добавить одну часть воды, для –20 °С — смешать антифриз пополам с водой.

Ведущие мировые производители в конце ХХ в. стали выпускать нетоксичные экологически безвредные пропиленгликолевые антифризы. Такие антифризы могут применяться и в двухконтурных системах отопления, когда есть вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения. Из теплоносителей иностранного производства отметим немецкие Antifrogen N и Inibahen, шведский Skandi.

Российские предприятия также начали выпуск пропиленгликолевых антифризов: Хот Блад-30 Эко, Хот Блад-65 Эко («ФОРТ», Москва), Dixis Top («ПТК Т-С», С.-Петербург), Аргус Эковарм-65, Аргус Эковарм-30 («ПРИМА ЛЕКС», Москва), ХНТ-40 («Спектропласт»), Энергос-Люкс (ООО «Евроколор»). Некоторые предприятия изготавливают антифризы, содержащие специальные присадки, снижающие вероятность протечки на 30–40%. Наборы присадок определяют и такие свойства антифриза, как допустимые пределы коррозии, щелочность, препятствование образованию накипи. Все эти параметры регламентирует ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие и низкозамерзающие».

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Заливая антифриз, проверьте, не выпадает ли он в осадок при смешивании с водой. Если да, то используйте дистиллированную воду.

Ни в коем случае не заливайте антифриз в оцинкованные трубопроводы!

Антифриз стареет, поэтому его необходимо заменять с периодичностью, указанной производителем (4–5 лет), промывая систему специальными составами.

Не применяйте автомобильный «тосол» в системах отопления, т. к. в его составе есть добавки, не допустимые к использованию в жилых помещениях.

Применяйте специальные герметики для монтажа системы отопления, обеспечивающие высокую надежность соединений (например, подмотка и гель для труб Рекорд, Сантехмастер ).

Консультируйтесь со специалистами по поводу эксплуатации котлов в системах, где теплоносителем выступает антифриз, — там есть масса нюансов. К примеру, для проточных котлов с форсированными тепловыми режимами в теплообменниках с высокой степенью оребрения характерны кратковременные перегревы стенок теплообменника в моменты максимальных нагрузок при включении и выключении котла — и здесь надо быть предельно осторожным при выборе теплоносителя.

Другой пример: запуск системы с чугунным котлом следует производить на минимальной мощности с постепенным выходом на режим.

Стоит иметь в виду, что разбавление антифриза более чем на 50%, кроме повышения температуры замерзания, ведет и к ухудшению его антикоррозионных свойств, а также к выпадению осадка солей жесткости, растворенных в воде.

Читайте также:  Амортизатор задний ваз 2110 спорт

Если все же разбавление водой более чем на 50% необходимо, то в полученный раствор надо будет добавить дополнительные присадки.

Для разбавления антифриза рекомендуется использовать воду с жесткостью до 7 единиц. Если Вы не знаете жесткость воды, то рекомендуем предварительно смешать в нужной пропорции небольшое количество антифриза с водой в прозрачной емкости и убедиться в отсутствии осадка.

Антифризы на основе моноэтиленгликоля ядовиты: будьте внимательны при заправке и обслуживании систем отопления и не используйте такие антифризы в двухконтурных системах.

Перед заливкой антифриза в отопительную систему рекомендуем испытать работу системы на воде, произвести опрессовку системы, чтобы убедиться в отсутствии протечек, а также в отсутствии посторонних примесей.

Источник

Теплоноситель для системы отопления — вода или антифриз

Требования к идеальному теплоносителю

Теплоноситель обязан переносить максимальное количество тепла за единицу времени с минимальными теплопотерями. Вязкость теплоносителя оказывает серьёзное воздействие на его прокачку в пределах отопительной системы, поэтому чем он менее вязок — тем лучше.

Теплоноситель не должен оказывать коррозийного воздействия на разнообразный конструкционный материал трубопроводов и нагревательных приборов, иначе выбор этих материалов будет строго ограничен. Кроме того, смазывающие способности тех или иных теплоносителей вводят ограничения на конструкционный материал циркуляционных насосов и других механизмов, контактирующих с ними.

С позиции безопасности домочадцев теплоноситель должен иметь определённые (безопасные) характеристики по токсичности, температуре возгорания жидкости и вспышке её паров.

И последнее — жидкость, используемая в качестве теплоносителя, должна быть доступной по цене или же, в случае высокой стоимости, длительное время сохранять свои характеристики и объём во время работы в отопительной системе.

Теплоноситель — вода

Из всех жидкостей, что существуют на Земле в естественном состоянии, вода имеет наивысшую теплоёмкость — в среднем 1 ккал/(кг·град), т. е. если нагреть один килограмм воды до 90 °С и охладить в отопительном радиаторе до 70 °С, то в отапливаемое этим радиатором помещение поступит 20 ккал тепла.

Эта жидкость имеет высокую плотность (917 кг/м3), уменьшающуюся при нагреве или охлаждении. Кстати, вода — единственная природная жидкость, расширяющаяся и при нагреве и при охлаждении.

Экологические и токсикологические характеристики воды превосходят аналогичные параметры любых синтетических теплоносителей — случайная утечка из системы отопления не создаст проблем для здоровья домочадцев, если только не попадёт непосредственно на человеческое тело. И в случае такой утечки восстановить исходный объём воды очень просто — нужно лишь долить необходимое количество в открытый расширительный бачок отопительной системы естественной циркуляции.

В отношении стоимости вода тоже вне конкуренции, поскольку более дешёвого и доступного теплоносителя не существует.

Однако этот теплоноситель имеет ряд недостатков — обычная вода, т. е. в её природном состоянии, содержит кислород и соли, что вызывает внутреннюю коррозию элементов отопительной системы, а также зарастание их стенок накипью, снижающей теплоотдачу и внутренний объём отопительных приборов.

Простейший способ умягчения воды хорошо известен каждому — термический (кипячение), с использованием металлической ёмкости без крышки. В процессе термической обработки часть солей отложится на дне ёмкости, из объёма воды будет удалён углекислый газ. Кстати, чем больше площадь дна ёмкости для кипячения, тем больше солей можно будет удалить из воды — соли отложатся на дне в виде накипи. Недостаток термического метода в том, что таким способом устранить из воды можно лишь нестойкие гидрокарбонаты магния и кальция, а их стойкие соединения при этом сохранятся.

Химический или реагентный метод более эффективен, он позволяет перевести содержащиеся в воде соли в нерастворимое состояние. Для его осуществления используются гашёная известь, кальцинированная сода или ортофосфат натрия — ввод в объём воды первых двух реагентов вызовет образование карбонатного осадка, последнего — осадок ортофосфатов магния и кальция. По окончании химической реакции выпавший осадок устраняется фильтрацией воды. Последний реагент — ортофосфат натрия — обеспечивает наилучшее умягчение воды, однако его применение требует точной дозировки.

Для отопительных систем более всего подходит дистиллированная вода, поскольку в ней полностью отсутствуют какие-либо примеси. Единственный её недостаток — придётся потратиться на покупку, стоимость литра дистиллированной воды составит около 14 руб. Перед заливкой в систему отопления дистиллированной воды необходимо тщательно промыть отопительные приборы, трубы и котёл обычной водой, причём мыть как используемую ранее систему, так и только что смонтированную — загрязнения внутри неё будут в любом случае.

Можно использовать чистую талую или дождевую воду, т. к. она содержит значительно меньшее количество солей, чем водопроводная, колодезная или артезианская.

Единственный недостаток воды, используемой в качестве теплоносителя — при температуре ниже 0 °С она замёрзнет, расширится и нанесёт серьёзный ущерб отопительной системе. И поэтому домовладельцам, нерегулярно эксплуатирующим систему отопления в холодный сезон, а также проживающим в районах, где перебои с подачей энергоносителей особенно часты, более подойдёт другая группа жидких теплоносителей — антифризы.

Теплоноситель — антифриз

Незамерзайка, залитая в отопительный контур, позволяет полностью решить угрозу промерзания системы в холодный сезон — низкие температуры, на которые рассчитан данный антифриз, не изменяют его физического состояния. Антифризы способны обеспечить транспортировку тепловой энергии внутри отопительной системы, не вызывают коррозионных процессов и отложений накипи.

Основное качество антифризов выражается в том, что они не твердеют до определённых предельно-низких температур, в случае отверждения — не расширяются подобно воде и не разрушают элементы отопительной системы, а превращаются в гелеобразную массу, объём которой не меняется. Другими словами, если температура замёрзшего антифриза будет повышена, то он вернётся из гелеобразного в жидкое состояние без каких-либо последствий для отопительного контура.

Читайте также:  Ваз 2110 как правильно заменить тосол на антифриз

В состав антифризов производители вводят дополнительные присадки с целью увеличения срока службы отопительной системы — ингибиторы коррозии и минеральных отложений, устраняющие коррозионные очаги и накипь в системах, эксплуатируемых долгие годы. При выборе антифриза следует учитывать, что его состав не универсален — содержащиеся в нём присадки рассчитаны на определённые конструкционные материалы и сплавы, неверный выбор вызовет электрохимическую коррозию или, к примеру, разрушение полимерных материалов, использованных при построении отопительной системы.

Химический состав антифризов рассчитан на 10 сезонов отопления или 5 лет эксплуатации, по прошествии которых весь объём незамерзайки нужно заменить.

По сравнению с водой, антифризы имеют не только достоинства, но и недостатки:

Для бытовых нужд, т. е. для систем отопления частных домов, производятся антифризы на основе полиолов двух видов — этиленгликоля (моноэтиленгликоля) и пропиленгликоля. Составы на основе первого вида полиолов более распространены и стоят дешевле, чем основанные на дорогом пропиленгликоле, однако они весьма ядовиты — при проникновении в организм 350 мг этиленгликоля достаточно, чтобы нанести серьёзный вред здоровью и даже стать причиной летального исхода. Работа с антифризами, содержащими этиленгликоль, требует обязательной защиты кожи, органов дыхания и зрения.

Во время эксплуатации антифризы на основе этиленгликоля особенно чувствительно относятся к перегреву — при любом, даже кратковременном подъёме температуры выше предела, установленного производителем для данной марки незамерзайки, происходит термическое разложение полиола и присадок в составе антифриза, образуются нерастворимый осадок и кислоты. Осадок, в случае его попадания на поверхности нагревательных элементов, образует нагар, ухудшающий теплообмен на местном уровне и вызывающий перегрев с повторным образованием осадка и т. д. Образованные в результате разложения этиленгликоля кислоты вступают в химическую реакцию с конструкционными металлами системы отопления, вызывая множественные очаги коррозии. В результате разложения присадок резко снижаются защитные свойства теплоносителя, ранее обеспечиваемые им для материала уплотнителей разъёмных соединений, а при высокой текучести это немедленно вызовет течь. Кроме того, перегрев повышает пенообразование антифриза, что, в свою очередь, вовлечёт в систему отопления воздух. По описанным причинам требуется тщательно контролировать температуру нагрева котлов и отопительной системы, однако не все модели котлов это допускают.

Необходимо отметить, что этиленгликоль вступает в химическую реакцию с цинком — использовать в отопительной системе, в которой теплоносителем выступают антифризы этой группы, конструкционные элементы и приборы с внутренней оцинковкой бессмысленно, т. к. всё её покрытие будет полностью уничтожено в течение практически одного отопительного сезона.

Основанные на пропиленгликоле антифризы значительно безопаснее для домочадцев — технический пропиленгликоль близок по характеристикам к пищевому пропиленгликолю (Е1520), широко применяемому в фармацевтической, парфюмерной и пищевой промышленности благодаря полной безопасности для человеческого организма и экологии. Незамерзайки с пропиленгликолем разрешено использовать в двухконтурных котлах, т. к. их случайное проникновение в питьевую воду, равно, как и протечки в местах разъёмных соединений, не принесут вреда людям.

Категорически запрещается использовать в системе отопления антифриз, если:

Если в отопительной системе используется незамерзайка, то необходимо соблюсти следующие условия:

Как выбрать оптимальный теплоноситель

Прежде всего — вопрос выбора теплоносителя должен быть определяющим ещё на стадии проектирования отопительной системы, поскольку если она создавалась для воды, то потребует серьезной реконструкции под антифриз.

Если температура в отопительном контуре в холодный сезон не будет снижаться ниже +5 °С, то оптимальный теплоноситель для такой системы — вода, из состава которой по максимуму выведены соединения солей. Если же существует вероятность падения температуры в отопительной системе до минусовых значений, то в этом случае необходим только антифриз. Разумеется, можно сливать воду из системы, что обезопасит её от повреждений при заморозках, однако в этом случае контур заполнит воздух, который резко ускорит коррозионные процессы в условиях высокой влажности.

Можно обезопасить водяную отопительную систему от промерзания, встроив в неё электротэны, управляемые температурными датчиками или дистанционно, по GSM-каналам, что позволит поддерживать температуру воды на уровне выше +5 °С, однако тут возникает зависимость от электроснабжения и сотовой связи — сбой одной из этих систем порознь или вместе приведёт к замерзанию теплоносителя и множественным повреждениям отопительного контура.

При выборе антифриза нужно подробно изучить его характеристики, в числе которых: допустимая предельно низкая температура; состав присадок и их назначение; как вляет на элементы отопительной системы (из чёрного и цветных металлов, чугуна, пластика, резины и т. д.); длительность срока использования в системе без замены; безопасность для человеческого здоровья и экологии (его ведь придётся куда-то сливать). Кстати, цветность незамерзайки не имеет никакого практического значения для отопительного контура, нужна лишь для того, чтобы подчеркнуть принадлежность к той или иной марке. Учитывая потенциальную опасность для здоровья домочадцев, лучшим выбором будет незамерзайка на основе пропиленгликоля.

Ввиду популярности у домовладельцев антифриза марки «Тосол», разработанного в середине прошлого века в СССР, стоит вкратце описать его характеристики. Итак, тосол изначально разрабатывался в качестве незамерзающей охлаждающей жидкости для автомоторов, его состав базируется на этиленгликоле, характеристики которого описаны выше. В системах отопления использовать тосол не рекомендуется, т. к. этот антифриз для них не предназначен — содержит специфические присадки для автомобильных двигателей, бесполезных и даже вредных в отопительных системах, поскольку тосол просто не рассчитан на работу при высоких температурах.

В завершении назовём наиболее оптимальный антифриз, приобрести или приготовить который очень и очень просто — 40° смесь этилового спирта с дистиллированной водой. Эксплуатационные характеристики этой смеси при использовании в качестве теплоносителя-антифриза таковы:

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector