Японские народные инструменты струнные

Японские музыкальные инструменты — традиционное искусство

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна. Вы наверняка в этом не раз убеждались, когда видели фотографии цветущей сакуры или панорамы Фудзиямы, а может быть даже, когда садились за руль «Тойоты» или покупали новенький телевизор «Сони».

А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.

Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.

Музыкальные инструменты Японии можно разделить на 3 главных вида:

Последние, в свою очередь, делятся на щипковые и смычковые.

Самый знаменитый

Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.

На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.

Сямисен

Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.

Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.

Плектр для Сямисена

Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:

Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.

Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:

Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.

Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.

Бива

Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.

Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.

Дайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.

Существует разновидность Дайко, которая называется цудзуми. Он имеет маленький размер и форму песочных часов.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.

Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля:

Японской музыке известен инструмент в виде арфы с помесью гуслей. Он был привезен в страну больше тысячелетия назад и назван кото.

Его можно назвать благородным, потому что на нем играли при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии обязан был уметь играть на нем. Для этого игру на инструменте даже включили в программу привилегированных школ.

Кото

Чтобы сыграть на кото, нужно использовать специальные накладки на ногти среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестрового выступления использовали большие кото размером до двух метров, и на нем могла быть всего одна струна. Для сольных выступлений выбирался вариант поменьше – метровый, семиструнный.

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

Хитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Суйкинкуцу

Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.

Читайте также:  Русская народная сказка теремок в разных обработках

Поющий колодец Суйкинкуцу

Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.

Заключение

Список поразительных музыкальных инструментов Японии можно продолжать бесконечно: муккури, биндзасара, гэккин, хорагай, коцудзуми. Может быть, вы тоже знаете какие-то? Тогда пишите в комментариях, это будет интересно и нам, и читателям блога.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник

Японские музыкальные инструменты

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

На формирование традиционной музыки Японии повлияло искусство Китая, Кореи и некоторых других азиатских стран. Но те начальные музыкальные формы, что были в стране до проникновения в ее культуру соседних традиций, уже услышать трудно.

Японская музыкальная традиция таким образом – это синтез всех тех влияющих направлений, которые она приняла. Это определенная синергия, которая может показаться очень интересной западному слушателю. И не менее интересными будут инструменты, ставшие национальным достоянием.

Особенности

Прародители японских музыкальных инструментов завезены в страну из Китая и Кореи, и произошло это в VIII веке. Сегодня, если взглянуть на эти инструменты, можно увидеть сходство с некоторыми западными и другими азиатскими образцами. Но сходство скорее внешнее, а вот извлечение звука точно имеет свои особенности.

В целом история развития музыки в Японии насчитывает несколько этапов, отличающихся характером, динамикой, влиянием других культур. Например, в период Дзёмон существовали окарина и каменный свисток, керамические сосуды в это время могли использоваться в качестве ударных. Тогда японское общество складывалось из рыболовов, охотников и собирателей, которые в духовной жизни ориентировались на магию. И это отражалось в характере музыки и инструментов, на которых ее извлекали. Музыка являлась частью магических ритуалов.

В период Яёй музыка была сопроводителем похоронного обряда, а также некоторых земледельческих ритуалов. В 710 году при императорском дворе образована служба гагакурё – она отвечала в том числе и за приобщение знати к музыкальной культуре, обращаясь к опыту ведущих средневековых государств. В дальнейшем было много событий, заимствования, переплетений культур и технологий.

После Второй мировой восстановили Японскую лигу современных композиторов, появились оркестры и оперные труппы, открывались колледжи и музыкальные школы. В 50-х годах прошлого века появилась и первая студия электронной музыки. На сегодняшний день отмечается некое противостояние западной и традиционной направленностей в музыкальной культуре, но острым его не назовешь.

И национальные инструменты не стали сугубо музейными образцами: тем более что интерес к ним со стороны европейцев, кажется, только растет.

Обзор видов

Что же это за инструменты? Они в чем-то очень похожи на европейские, а в чем-то совершенно удивительные (непонятно, как это придумано, и как это использовать). Но деление на виды стандартное.

Ударные

Первый пример, который может быть знаком человеку другой культуры по японским фильмам, – дайко. Так в Японии называют все барабаны. И эти инструменты также имеют следы корейской и китайской музыкальной миграции, которая случилась примерно в III-IV столетиях. Каркас дайко деревянный, с двух сторон он обтянут кожей. Размеры самые разные: от очень маленьких до таких, в которые барабанить приходится сразу нескольким музыкантам.

Варианты:

Обычно дайко используется в классике, хотя иногда его задействуют в маршах и разного рода представлениях. Это звук повышения дисциплины, координации, он же влияет и на психологическую концентрацию. Другая вариация русского звучания инструмента – тайко.

А вот барабан цудзуми похож на песочные часы, представлен двумя разновидностями: меньшей – коцудзуми и большей – оцудзуми. Использовались оба инструмента в выступлениях театра. Коцудзуми надо держать на плече, причем правом, во время игры музыкант меняет высоту тона сжатием тесемок. Оцудзуми предполагается держать на левом бедре.

Еще один популярный ударный инструмент – тэмпл-блок, являющийся атрибутом буддийского культа. Он достигает 16 см, по форме округлый, немного вытянутый. Изделие полое, с глубоким разрезом. На этом инструменте принято играть палочками и молоточками, обычно инструментов 4 или 5. Они подбираются по звуку, крепятся на специальном держателе. Звучание у тэмпл-блока цокающее, глубокое.

Духовые

У хитирика есть колечко, благодаря которому можно менять тональность.

Струнные

Самый знаменитый из всех традиционных японских инструментов, без сомнений, сямисэн. Его отличает широкий тембральный диапазон. Корпус инструмента представлен деревянным каркасом, обтянутым максимально туго шкурой. От корпуса к шейке сямисэна тянутся 3 струны, их надо касаться большим плектром. Изначально струны перебирали небольшим медиатором, но потом технологический прием изменился.

Очень интересно варьировать тембр сямисэна изменением струн, шейки, плектра. Видов только этого инструмента порядка двух десятков. Длина у всех одна, но остальное может значительно различаться, потому разница регистров величиной в октаву абсолютно реальна. Порой сямисэн использовали (и используют сегодня) в качестве музыкального фона, сопровождающего декламатора.

Читайте также:  Плехановский институт народного хозяйства

Есть и другие представители струнных.

Этим список невероятных национальных инструментов не заканчивается, но вышеупомянутые образцы – самое известное наследие в музыке страны.

Использование в современной музыке

Япония – другой мир, и в музыке тоже. Есть мировые тренды, а есть собственные стили, не похожие ни на что другое. В середине 60-х на Западе наметился всплеск интереса к японской музыке: американский композитор Джон Кейдж прилетел в Токио (с Йоко Оно, к слову), чтобы дать несколько выступлений. И это стало началом нового этапа культурного обмена. Западные музыканты впечатлялись национальным колоритом японской музыки, бывали в храмах, слушали такие экзотические для них инструменты, как тайко, сямисэн, кото, и, насколько могли, популяризировали эту музыку.

Сегодня же японская музыка в мире известна прежде всего такими жанрами, как джи-поп, джи-рок и вижуал-кей. Когда-то в стране всю западную музыку называли каёкёку, но потом жанры стали дробиться, смешиваться. Сейчас для удобства поп и рок относят к джи-попу, отдельной категорией выступает японская музыка, еще одна категория – энка (баллада) и классика.

В целом можно сказать, что сегодняшняя музыка Японии, направленная на массового слушателя, отошла от традиций пентатоники. Как ушли в тень традиционные методики и ходы. Но национальные инструменты, аутентичные, яркие, отличающие японский стиль, все еще звучат. Например, сямисэн используется там, где нужно усилить национальный колорит – в аниме и японских фильмах. Его можно сравнить с русской балалайкой, которая также вызывает прочные ассоциации с народной культурой страны.

Музыкальные ансамбли, состоящие из барабанщиков, – это практически бренд Японии. Такую музыку слушают вживую, ведь она, действительно, создает некую нить между исполнителем и слушателем, позволяя последнему испытывать сильные эмоции.

Концерты, где исполняется музыка на национальных инструментах, проводят в филармониях, крупных учебных заведениях. Для современной Японии это не только дань традициям, а часть сегодняшнего дня, необходимый для японца штрих аутентичности.

Источник

Традиционные музыкальные инструменты Японии

Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре— прежде всего в театре Кабуки и Банраку и даже в современном искусстве.

Бива — национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Гакубива — инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.

В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В XIX веке появилась последняя разновидность этого типа инструментов — тикудзэнбива.

Ко́то или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

Сякухати — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.

По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, основанная Накао Тозаном (1876—1956), кинко (кинко-рю, названная в честь основателя Куросава Кинко (1710—1771), и мёан (мёан-рю), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото. Образовалась немедленно после разгона секты Фуке в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Одзаки Синрю (1820—1888).

Читайте также:  Памятник минину и пожарскому на площади народного единства

Сямисэ́н («три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин, на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко— будущих гейш.

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао и используется в основном в музыке нагаута. Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото, токивадзу, дзиута и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн, игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао и используется в дзёрури. Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута — почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэнпредполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэне в стиле коута «короткая песня» входит в программу обучения майко — будущих гейш. Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Использование в современной музыке

Сямисэн из-за специфического звучания часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (примерно как в России балалайка). Так, сямисэн звучит в звуковом сопровождении аниме-сериала Naruto, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле New Age. Его используют представители европейского музыкального авангарда (например, Анри Пуссёр). Довольно популярны композиции в исполнении Братьев Ёсида, сямисэн у них звучит как электрогитара. Митиро Сато исполняет на сямисэне импровизации, а джазовый пианист Гленн Хориути вставлял в свои композиции фрагменты игры на сямисэне. Гитарист Кевин Кметц возглавляет калифорнийскую группу «Бог сямисэна», в которой играет на цугару-дзямисэне. Братья Ёсида исполняют музыку в традиционном для севера Японии стиле Цугару-дзямисэн с добовлением барабанов и синтезаторов.

В аниме «Shugo Chara» Фудзисаки Надэсико/Нагихико изменяет характер после звуков сямисэна — «чин, тон, сян».

В аниме/книге «Меланхолия Харухи Судзумии» Харухи Судзумия назвала кота «Сямисэн».

Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. Тайко обозначает «большой барабан».

Вероятнее всего, эти барабаны были завезены из Китая или Кореи между III и IX веками, а после IX века изготавливались местными мастерами. Их использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они используется и по сегодняшний день как в народной, так и в классической музыке.

Барабаны Японии носят общее название тайко, по конструкции они делятся на две большие группы: бë-дайко, у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и cимэ-дайко, которые можно настроить при помощи шнуров или винтов. Корпус барабана выдалбливают из цельного куска твёрдой древесины. На тайко играют палочками под названием бати.

К бё-дайко относятся о-дайко и ко-дайко. С помощью шнуров настраиваются да-дайко, ни-дайко, какко, ута-дайко и цудзуми.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector