Жидкость охлаждающая низкозамерзающая антифриз концентрат

Жидкость охлаждающая низкозамерзающая антифриз концентрат

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей в качестве теплоносителя используется не вода, а специальные составы, не замерзающие при отрицательных температурах — антифризы. В этой статье вы узнаете, что такое антифризы, как они приобретают свои свойства, почему имеют разные цвета, а также о том, можно ли смешивать антифризы разных цветов, и как произвести замену антифриза в своем автомобиле.

Назначение антифриза

Двигатель внутреннего сгорания во время работы нагревается до высоких температур, и для обеспечения его функционирования требуется принудительное охлаждение. В автомобильных двигателях чаще всего используется система жидкостного охлаждения, которая обладает высокой эффективностью и надежностью. Долгое время в качестве теплоносителя в таких системах использовалась обычная вода (хотя не совсем обычная — рекомендовалось использовать чистую, а лучше и вовсе дистиллированную воду), но сегодня на сему воде пришли антифризы.

Антифриз — вещество, остающееся в жидкой фазе при низких температурах, при которых вода замерзает (это отражено в его названии: «анти» — с греческого переводится, как «против», «фриз» — с английского переводится, как «замерзать»). А для чего это нужно в двигателе? По самой простой причине: автомобили эксплуатируются в очень широком диапазоне температур, в том числе и на морозе, а вода, как известно, при 0°C и ниже замерзает, поэтому не может играть роль теплоносителя. Также при замерзании вода увеличивается в объеме, что может привести к разрушению частей системы охлаждения — трубопроводов, трубок радиатора, насоса, и даже блока цилиндров и ГБЦ.

Антифризы, замерзающие при значительно более низких температурах, полностью исключают вероятность разрывов и поломок, и обеспечивают нормальную работу двигателя при отрицательных температурах. Поэтому сегодня во всех двигателях с жидкостной системой охлаждения — автомобильных, тракторных, мотоциклетных и других — используются исключительно антифризы.

Здесь же нужно отметить, что современные антифризы решают и еще одну задачу — они оберегают внутренние поверхности компонентов системы охлаждения от коррозии и иных негативных воздействий. Так что антифриз — это средство, решающее сразу несколько задач по обеспечению нормальной, бесперебойной и долгой работы двигателя в различных условиях.

Состав и свойства антифризов

Антифризы от разных производителей имеют неодинаковый состав, однако различия заключаются в концентрациях и в наличии или отсутствии некоторых вспомогательных компонентов. В целом же антифризы имеют следующий состав:

Главный компонент антифриза — этиленгликоль или пропиленгликоль. Именно эти вещества придают антифризам их свойства, так как их точка замерзания лежит значительно ниже нуля градусов. Кроме того, этиленгликоль и пропиленгликоль при замерзании образуют не твердый лед, а шугу, вязкую густую массу из небольших кристалликов, которая, в отличие ото льда, не изменяет своего первоначального объема. Так что антифриз, если он и замерзнет, то не разорвет двигатель, как обычный лед — после поднятия температуры мотор снова будет работать.

Основное различие между антифризами заключается в пакете присадок, которые в общем случае придают жидкости следующие свойства:

Наиболее важной в антифризе является антикоррозионная присадка. Дело в том, что этиленгликоль и пропиленгликоль при взаимодействии с алюминием и его сплавами (а именно из этого металла сегодня изготавливается основная масса моторов) приводит к их коррозии, причем процессы коррозии происходят стремительно — этиленгликоль буквально вырывает частички металла, постепенно разрушая двигатель изнутри. Антикоррозионные присадки создают защитный слой на внутренних поверхностях системы охлаждения двигателя, предотвращая коррозию.

В антифризах последнего поколения на смену этиленгликолю пришел пропиленгликоль, что обусловлено рядом причин:

Однако даже самый современный антифриз остается довольно токсичным, а достижение лучших результатов с помощью пропиленгликоля требует значительно более высоких затрат. Поэтому токсичные и недорогие антифризы на основе этиленгликоля еще долгое время будут доминировать на рынке.

Типы антифризов

Именно по используемым присадкам, особенно антикоррозийным, антифризы делятся на несколько типов. Сегодня выделяют четыре типа антифризов:

Эти типы отличаются не только составом, но также они относятся к различным поколениям антифризов, используемых в автомобильных двигателях.

Традиционные антифризы (Traditional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology), Conventional coolants). В этих антифризах в качестве ингибиторов коррозии используются неорганические соединения, главным образом — силикаты и фосфаты, нередко используются нитриты, нитраты, бораты, амины и другие. Данные вещества покрывают все внутренние поверхности системы охлаждения тонким слоем (толщиной до 0,5 мм), что обеспечивает защиту от коррозии, однако этот слой обладает низкой теплопроводностью, поэтому традиционные антифризы хуже отводят тепло от нагретых компонентов мотора. Наконец, эти антифризы неустойчивы к высоким температурам (выше 105°C), поэтому могут стать причиной поломки перегретого двигателя. Традиционные антифризы активно использовались с 1960-х по 1990-е годы, сейчас же они остаются популярными только в России и странах СНГ.

Карбоксилатные антифризы (Carboxilate coolants, OAT — Organic Acid Technology). В этих антифризах ингибиторами коррозии выступают органические карбоновые кислоты. Ингибиторы коррозии осаждаются только в очагах коррозии, причем образуют тонкий слой (толщиной в десятитысячные доли миллиметра), поэтому не снижают теплообмен и обеспечивают наилучшие режимы охлаждения двигателя. Карбоксилатные антифризы появились в 1990-х годах, и на сегодняшний день остаются наиболее популярными и распространенными.

Гибридные антифризы (Hybrid coolants, HOAT — Hybrid Organic Acid Technology). В данном типе антифризов в качестве ингибиторов коррозии используются как неорганические, так и органические соединения разных групп. В разных странах технология развивалась неодинаковыми путями: в Европе использовались силикаты, в Японии и Южной Корее — фосфаты, в США — нитриты. Гибридные антифризы являются переходным типом между традиционными и карбоксилатными.

Лобридные антифризы (Lobrid coolants, SOAT coolants). Наиболее новый тип антифризов, выпускающийся с 2008 года. В качестве незамерзающей компоненты в нем используется пропиленгликоль (нередко добавляется и глицерин), а в качестве ингибиторов коррозии — органические соединения и небольшую концентрацию (не более 10%) минеральных соединений. Данный тип антифризов пригоден для использования только в автомобилях с алюминиевыми радиаторами охлаждения.

Читайте также:  Антифриз для отопления лена

Нужно отметить, что сегодня все еще не существует единой стандартной классификации антифризов, однако в России и странах СНГ наиболее часто используют европейскую спецификацию Volkswagen Audi Group (VAG), в которой каждому типу охлаждающих жидкостей присвоены свои индексы:

Антифризы разных типов отличаются и еще одним важным параметром — сроком службы:

Наконец, антифризы отличаются по цвету, о чем необходимо рассказать более подробно. Но прежде — несколько слов о любимом в России тосоле.

В чем разница между тосолом и антифризами?

На отечественном рынке традиционно существует две категории охлаждающих жидкостей — антифризы и тосол. И принято считать, что тосол подходит исключительно к старым российским машинам, которым неважно качество антифриза. На самом деле между антифризами и тосолом нет никакой разницы, потому что тосол — это антифриз традиционного типа, а его «репутация» сформировалась по ряду причин.

Во-первых, тосол — это название собственное, аббревиатура, первые три буквы которой означают «Технология Органического Синтеза». Дело в том, что данное средство было разработано в 60-х годах прошлого века в НИИ Органической Химии и Технологии (ГосНИИОХТ), специалистами отдела с названием «Технология органического синтеза», которые не нашли ничего лучше, чем назвать антифриз именем собственного отдела. Впоследствии название «тосол» стало нарицательным, и сегодня им очень часто обозначаются антифризы вообще.

В своем составе тосол содержит этиленгликоль и присадки — ингибиторы коррозии, в качестве которых выступают различные неорганические соли, включая нитраты, силикаты и другие. Тосол имеет далеко не самые лучшие качества, он довольно агрессивен по отношению к металлам, но из-за своей дешевизны, а также благодаря силе традиций он все еще крайне популярен в нашей стране.

Цветовая классификация антифризов: характеристики, срок службы, допуски

Сам по себе этиленгликоль бесцветен, поэтому бесцветна и охлаждающая жидкость на его основе, однако сегодня антифризы окрашены в те или иные цвета. Для чего это сделано? На самом деле цвет не оказывает никакого влияния на свойства антифризов (так как это просто краситель), а является больше результатом маркетинговой политики производителей. Однако цвет, все-таки, может многое сказать об антифризе, здесь главное — страна-производитель данного конкретного средства.

Россия. В России производится, преимущественно, тосол, имеющий два цвета, который говорит о типе и свойствах средства:

Тосола других цветов не бывает.

Европейский Союз. Антифризы европейского производства не имеют четкого деления по цвету, но чаще всего имеют следующую окраску:

США. Американские антифризы окрашиваются бессистемно, здесь все отдано на откуп производителей. Интересно отметить, что многие антифризы из США, содержащие нитриты, запрещены к использованию в Европе и России, поэтому часто производители автомобильных двигателей в США в рекомендациях указывают европейские аналоги американских антифризов.

Япония, Южная Корея. Японцы используют тот же принцип, что и российские производители — они окрашивают антифризы в зависимости от температуры их замерзания:

Как видно, антифризы японского производства не очень подходят для эксплуатации в России, поэтому зачастую японские автопроизводители для своих автомобилей, эксплуатируемых в Европе и в России, рекомендуют европейские же охлаждающие жидкости.

Наконец, цвет антифриза независимо от производителя выполняет три сервисные функции:

Последний пункт имеет важное значение. Красители, взаимодействуя с другими компонентами антифриза, постепенно изменяют цвет, и по этим изменениям можно судить о текущих свойствах охлаждающей жидкости. Обычно кардинальное изменение цвета или полное обесцвечивание говорит, что антифриз выработал свой ресурс и подлежит замене.

Таким образом, цвет — далеко не самая важная вещь, на которую необходимо обращать внимание при покупке антифриза. Выбирая это средство, необходимо, в первую очередь, следовать рекомендациям производителя двигателя, либо подбирать антифриз по типу присадок.

Возможность смешивания антифризов разных цветов

Зачастую автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда необходимо добавить антифриз в систему, но подходящего средства под рукой нет. И в этой ситуации резонно вопрос о возможности смешивания антифризов разных цветов. Здесь существует несколько заблуждений, за которые водителям нередко приходится расплачиваться неисправностями системы охлаждения двигателя.

Главное заблуждение заключается в том, что антифризы одного цвета можно смешивать. Это совсем не так! Одинаковый цвет антифризов далеко не всегда свидетельствует об одинаковом составе и свойствах, поэтому смешивание может привести к неожиданному эффекту. Например, российской тосол красного цвета абсолютно несовместим с красными антифризами G-12, и, тем более, с красными американскими антифризами, окрашенными по прихоти производителя.

Причины запрета на смешивание заключаются в разных пакетах присадок, используемых в антифризах, и в их взаимодействии друг с другом. Например, содержащиеся в тосоле неорганические соли при смешивании с кислотами антифризов G-12 приводят к образованию хлопьев, выпадающих в осадок. При этом смесь практически полностью теряет свои антикоррозионные свойства, что вместе с засорением системы продуктами реакции приводит к серьезным поломкам двигателя.

Смешивание антифризов можно производить по признаку их состава. То есть, традиционные антифризы можно смешивать друг с другом, так же дела обстоят с гибридными, карбоксилатными и т.д. В частности, практически без ограничений можно смешивать все антифризы G-12 европейского производства независимо от бренда и компании-изготовителя. Если же возникнет необходимость, то можно смешать антифризы G-11 и G-12 одной марки и производителя. Смешивания других типов антифризов между собой лучше не допускать.

Если необходимость добавить антифриз в систему возникла летом, то можно воспользоваться совершенно иным средством — дистиллированной водой. Но если воды было залито много, то с наступлением осени обязательно нужно будет произвести замену охлаждающей жидкости.

Замена охлаждающей жидкости

С течением времени антифриз теряет свои свойства и требует замены. Обычно межсервисный интервал обслуживания системы охлаждения составляет 2-5 лет и более, что зависит от типа используемого антифриза. Произвести замену антифриза в автомобиле можно самостоятельно, для этого необходимо выполнить три операции:

Слив антифриза осуществляется через сливные штуцеры, предусмотренные в системе, производится эта операция только на холодном двигателе. Промывка системы производится с помощью специальных средств, о которых мы уже писали. В общем случае промывка системы с помощью этих средств сводится к следующему:

Читайте также:  Антифриз ngn g13 отзывы

Далее можно производить заливку антифриза, что необходимо делать согласно приложенной к нему инструкции. Обычно в системах охлаждения используют концентрированные антифризы, требующие доведения до необходимой концентрации дистиллированной водой. Вода и антифриз смешиваются в пропорции 50:50, допускается некоторое увеличение концентрации антифриза, но соотношение не должно превышать 70:30.

Сразу после заливки новой охлаждающей жидкости необходимо запустить двигатель и отопитель, чтобы антифриз распределился по всей системе. Через несколько дней обязательно необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости в системе и при необходимости откорректировать его (то есть, добавить антифриза).

При правильной заправке антифриз будет работать от 2 до 5 лет и более, обеспечивая нормальную работу двигателя при любых температурах.

Источник

Тосол, антифриз или охлаждающая низкозамерзающая жидкость

Общие сведения

Антифризы – охлаждающие жидкости (ОЖ), не замерзающие при низкой температуре. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена» и т.п.) и указывают температуру замерзания (ОЖ-40 – до –40°С, ОЖ-65 – до –65°С). В последнее время отечественные производители стали выпускать охлаждающие жидкости, готовые к применению (уже разбавленные водой), с использованием маркировки «Антифриз». Как правило, это тот же «Тосол», но несколько лучшего качества.

ТОСОЛ – название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной в 1971 г. для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами ГосНИИОХТа (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии). Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов (этанол, бутанол, метанол). Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому ее широко используют отечественные изготовители ОЖ. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными (зависят от состава).

За рубежом термин «antifreeze» (антифриз) использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях. Термин «engine coolant concentrate» (дословно – «двигательный охладитель концентрированный») охватывает все эти условия и в настоящее время более предпочтителен.

Исходя из сказанного, в статье будем использовать термины «охлаждающая жидкость» или просто «жидкость».

Назначение

По причине выделения теплоты при сгорании топлива и от действия сил трения автомобильные двигатели нуждаются в эффективной системе охлаждения. В основном тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а теплоносителями являются жидкости, циркулирующие через него и двигатель. Автомобильные двигатели воздушного охлаждения (например, VW Beetle), начиная с некоторого времени, перестали представлять коммерческий интерес. Главным образом, это обусловлено требованиями защиты окружающей среды.

Количество теплоты, передаваемой системой охлаждения двигателя, значительно. Известно, что третья часть тепловой энергии от сгорания топлива должна быть рассеяна охлаждающей жидкостью, в то время как пригодная для использования энергия на коленчатом вале двигателя составляет только одну четверть этой тепловой энергии в бензиновом двигателе или одну треть – в дизельном.

Охлаждающие жидкости

Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. В природной воде растворены соли и минералы. Соли (преимущественно кальция и магния) в совокупности с хлоридами и сульфатами (в меньшей степени) обусловливают жесткость воды. Карбонатная жесткость воды приводит к образованию осадка в форме нетвердых отложений (взвеси) или накипи на металлических поверхностях системы охлаждения.

Солевые теплоизоляционные накипи снижают теплоотвод от тех частей системы охлаждения, которые особенно нуждаются в этом, что может вызвать серьезные проблемы, например, заклинивание поршня или образование трещин в блоке цилиндров. Кроме того, свободные сульфаты и хлориды приводят к увеличению коррозии металлов системы охлаждения. Но наиболее важные недостатки воды как хладагента заключаются в том, что она превращается в лед при 0°C, кипит при 100°C (при нормальном атмосферном давлении) и испаряется из открытых систем при температуре меньше 100°C.

Для увеличения температуры кипения, системы охлаждения двигателя герметизируют. Однако существенно увеличить температуру кипения благодаря такому поддавливанию нельзя по той простой причине, что не все части системы охлаждения выдерживают большое давление, например, шланги, резиновые уплотнения и радиатор, изготовленный из меди, латуни или алюминия с применением мягкого припоя.

Точку замерзания воды в свое время снижали, добавляя одноатомные спирты (метиловый, этиловый, изопропиловый). Однако все они имеют очень низкую температуру кипения (65–82°C), поэтому в настоящее время не используются. Высококипящий глицерин (290°C) также не используется по причине плохих низкотемпературных свойств (высокая вязкость при низкой температуре и, как следствие, плохая прокачиваемость).

Наиболее полно и корректно исправить недостатки воды и при этом не лишить ее достоинств позволяет водногликолевая смесь. Она представляет собой водный раствор этиленгликоля (этиленгликоль или моноэтиленгликоль – двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112–1,113 г/см 3 при 20°С и температурой начала кипения около 195°С, замерзания –12…13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить (смертельная доза 35 см 3 ). Раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой), поэтому в охлаждающей жидкости присутствует комплекс присадок – противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.

Плотность, температура замерзания и кипения ОЖ взаимосвязаны с концентрацией этиленгликоля в ней. Эти зависимости у разных жидкостей могут существенно отличаться друг от друга. Необходимо также учитывать, что качество используемой воды существенно влияет на эффективность присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости.

Требования стандарта ASTM D 3306 к воде для разбавления этиленгликоля

Общее содержание твердых частиц 340 ppm max
Общая жесткость 170 ppm max
Содержание хлоридов 40 ppm max
Содержание сульфатов 100 ppm max
Водородный показатель (рН) 5,5–9,0

Примечание. ASTM – Американская ассоциация по испытанию материалов, общегосударственная система стандартов США. Если вода такого качества недоступна, используют деионизированную (деминерализованную) или дистиллированную воду.

Нормативные документы

ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т.п.) выбирает изготовитель.

Читайте также:  Антифриз nissan l248 подделка

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Ресурсные тесты дорогостоящие и длительные. Например, 1 264 ч испытаний на моторном стенде по методике ASTM D 2570 соответствуют около 75 тыс. км пробега автомобиля, а эксплуатационные испытания проводят в течение 2–3 лет.

Сертификация ОЖ добровольная, а поэтому необязательна.

Технические требования к зарубежным концентратам ОЖ для легковых автомобилей и легких грузовиков отражены в ASTM D 3306 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации»), а для грузовых автомобилей и тяжелой техники – в ASTM D 4985 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля с низким содержанием силиката для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации, требующие начального введения дополнительной добавки к охлаждающей жидкости (Supplemental Coolant Additive (SCA)»).

ASTM D 3306 и ASTM D 4985 содержат перечень физико-химических свойств и эксплуатационных требований к антифризам со ссылками на соответствующие стандартные методы испытаний (тоже ASTM).

Кроме общих стандартов многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA – Antifreeze Concentrate GM 1899M, GM 6038М или система нормативов G концерна Volkswagen.

Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимую концентрацию силикатов, буры и хлоридов. (Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенные). Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы уплотнений водяного насоса (меньше нерастворимых осадков), улучшает защиту от кавитационной коррозии).

Срок службы ОЖ

При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет – концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно корродируют. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.

Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель ОЖ. Но иногда жидкость стареет раньше. При этом:

В эксплуатации плотность ОЖ проверяют ареометром. Плотность косвенно указывает температуры начала кристаллизации (застывания) и кипения.

Совместимость охлаждающих жидкостей

Уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек. В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, прокипяченную (около 30 мин) воду, во втором – охлаждающую жидкость той же марки.

Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, допустимо смешивать.

Однако если номера ТУ не одинаковы, лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воду, а потом заменить всю жидкость в системе.

Влияние антифриза на склонность двигателя к перегреву

Температура кипения ОЖ-40 (44% воды и 56% этиленгликоля) при атмосферном давлении не менее 108°С. В предкипящем состоянии уже образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя. При постоянной эксплуатации машины в тяжелых условиях (городские пробки, песчаные дороги, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной (хотя бы на пару градусов) температурой кипения соответственно с более высокой плотностью. Охлаждающая жидкость ОЖ-65 (35% воды и 65% этиленгликоля) кипит при температуре выше 110°С (при атмосферном давлении).

Выбор антифриза

Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше в специализированных, а не в универсальных магазинах.

Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления водой. В каком соотношении проводится разбавление, указывает его изготовитель на этикетке.

Импортные антифризы предназначены:

Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения.

Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещоткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» – ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке – плотно контактировать с горловиной.

Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра неупругая (шипит выходящий воздух), лучше такую не покупать.

Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация – полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления и т.д.

Полупрозрачная канистра хороша тем, что можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата – чуть больше (пять).

Хорошая охлаждающая жидкость дешевой быть никак не может. Меняют ее не часто. Экономить на жидкости не стоит.

Проверка после покупки

Все параметры жидкости полностью и корректно проверить самостоятельно нельзя, но косвенно оценить качество покупки можно.

Мембрана под пробкой – хороший признак. Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в соответствующую емкость.

Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т.п.) недопустим.

Плотность проверять можно, но она – не главный критерий качества, ее могут умышленно повысить, добавив ненужные соли, часто вредные. Но все же лучше проверить.

Устойчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель допускает разбавление концентрата водопроводной водой. Для проверки можно налить концентрат в прозрачную емкость из термостойкого стекла, добавить столько же воды из водопровода и довести до кипения. Дать постоять около часа и сравнить внешний вид (прозрачность в проходящем свете) с таким же раствором, но не прокипяченным. Видимых отличий быть не должно.

Источник

Правильные рекомендации